Ерси – древнейшее село Дагестана

Из поколения в поколение передаётся, что село Ерси, который располагается в пределах Табасаранского района, семь раз уничтожалось и, подобно сказочной птице фениксу, столько же раз возрождалось; некогда здесь было семь мечетей, из коих сохранилась только одна. Ерси находится рядом с крепостной оборонительной стеной Даг-бары, воздвигнутый вместе с Дербентской крепостью ещё в 6 веке против кочевых орд, часто совершающих опустошительные набеги на Кавказ и, дальше, на юг.

Историю села с древнейших времён до наших дней впервые изложил ныне покойный учитель истории Ерсинской СОШ Магомедрасул Абулайтанович Доногуев в своей книге «Ерси – страницы истории».

Сегодня мы начинаем публикацию отрывков из этого труда, в надежде, что у нашего читателя это вызовет живой интерес. В дальнейшем мы намерены осветить истории и других сёл, также надеясь в этом деле на помощь местных жителей, всех тех, кто интересуется своим прошлым.

I. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЕРСИ.

Время появления первых обитателей на территории нынешнего селения Ерси пока точно не установлено. Отметим лишь, что у поселка Геджух, расположенного при выходе Ерсинской долины на плоскость, в 1939 г. археологами было обнаружено одно из самых древних каменных орудий труда древнего человека в Дагестане — мустьерское рубило, возраст которого около 300 тысяч лет. Если сопоставить с этим фактом географическую близость Ерси к Геджуху и весьма благоприятные природные условия в окрестностях Ерси, то это дает нам основание предположить, что территория Ерси входила в зону древнейшего обитания человека.

Отсутствие каких-либо археологических исследований в окрестностях села, к сожалению, не дает возможности детально осветить доисторический период обитания человека на интересующей нас территории.

Наиболее древнее свидетельство о прошлом нынешних ерсинцев мы склонны видеть в сохранившимся до сих пор интересном поверье жителей:

некоторые породы деревьев (акация, тутовник, чинара) до сих пор считаются неприкосновенными и традиция запрещает их рубить. Одновременно мы можем, указать урочищ, заросших неприкосновенными рощами, нередко связанными с так называемыми пирами, т. е. священными местами. Ближайшие такие рощи к селению Ерси – Пир-Эмузге и Урнигский лес. Если сопоставить это традиционное поверье с сообщением древнегреческого историка Страбона о том, что древние жители Кавказкой Албании поклонялись священным рощам и священным деревьям, то здесь нетрудно заметить очень вероятную историческую преемственность, говорящую о происхождении современных ерсинцев от населения, входившего в состав древней Албании. Надгробные каменные плиты с изображениями креста на одном из кладбищ современного Ерси, также можно отнести к временам Кавказской Албании.

Мы считаем предположение о преемственности ерсинского поверья о деревьях от религиозных воззрений древних албанцев конца I тысячелетия до н.э. весьма вероятным. В качестве аналогии мы можем привести объяснение, данное А.Н. Генко некоторым поверьям населения центрального Дагестана, которые, по его мнению, восходят к религиозным воззрениям Хазар VI- VII в.в. н.э., в чем он не видит ничего невероятного.

Следующим в хронологическом порядке факт, связанный с прошлым, интересующей нас местности, очевидно, следует признать постройку Дербентской стены, идущей на запад от крепости Нарын-Кала в глубь Табасарана. Как известно из истории, большая часть территории Кавказкой Албании к этому времени была захвачена Сасанидами. Очевидно, этой участи не избежали и жители Таваспорана (Табасарана), в том числе предки нынешних ерсинцев.

Постройка Дербентской стены по приказу Сасанидского Шахан — Шаха Хосрова Ануширвана в 562 -579 гг. привела к густому заселению прилегающих к ней территорий. Входившие в систему оборонительной стены форты были заселены гарнизонами из местного населения. Хотя Ерси и не лежит непосредственно на трассе Дербентской стены, однако, по сообщению арабского историка ал-Балазури, Хосров передал во владение воинов гарнизонов прилегающие к стене земли – следовательно, территорию Ерси в том числе. Причем сообщение аль — Балазури можно понимать в том смысле, что эти земли вовсе не были пустынны, а имели

какое-то население. О том, что земли около стены были населены, совер-шенно определенно говорит арабский географ XIII века Йакут, пользовавшийся более ранними источниками.

Однако первое письменное упоминание селения в источниках связано с завоеваниями арабов на Кавказе. В 104г. хиджры т.е. 722-723г. нашей эры арабский полководец Джаррах, пройдя Дербент, послал в Табасаран двухтысячный отряд, который, по словам ат-Табари, обрушился в основном на селения Ерси и Дарваг. Арабы имели приказ разграбить эти селения дочиста и уничтожить всех сопротивляющихся, что они и сделали, вернувшись с 10 тыс. голов скота и 3000 рабов. В средневековом источнике Мухаммеда Аваби Акташа «Дербент — Наме», впервые переведённый и изданный известным академиком-востоковедом Мирза-Казем-беком, говорится: «А командующему левым флангом войска он (Джаррах М-Р. Д) приказал «Бери (с собой) двенадцать тысяч храбрых людей, иди в сторону Йерси, Кемаха, сражайтесь и опустошите Табасаран. Но до восхода солнца вернитесь обратно».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Кадырбек Умаров