Исамитдин хаджи: нас ждёт месяц телесного и духовного очищение

С каждым днём мы всё ближе подходим к порогу священного и долгожданного месяца Рамадана. В этом году он наступит 12 или 13 апреля. На днях я встретился с Исамитдин-хаджи Нежмитдинович Новрузалиевым, известным в Дербенте своей набожностью и рассудительностью в религиозных и житейских вопросах. Свою беседу с ним я начал со следующего вопроса.

— Исамитдин-хаджи, что значить для нас месяц Рамадан?

— Бисмиллахи-ррахмани-ррахим! Хвала Всевышнему Создателю, Милостивому и Милосердному. Сейчас идёт Шаабан — один священных месяцев, предшествующих Рамадану. В этом месяце мы уже должны быть внутренне готовы к соблюдению длительного поста. Была середина Шаабана, когда Пророку, мир ему, явился ангел Джабраил и сказал: «Вставай Мухаммед, сегодня открываются 300 ворот милости рая!» На следующий день Пророк, мир ему, держал пост. В ночь на 15-е Шаабана, в ночь бараат, принято читать три раза суру «Ясин» и каждый раз просит Аллаха, о даровании нам своего ризга и бараката, здоровья и продления жизни, о прошении грехов. Вот газета «Ислам в Южном Дагестане», которую учредил ещё шейх Сиражутдина аль-Хуруки – в этом номере подробно написано про месяц Шаабан. Возьми с собой, дома почитаешь.

А священный месяц Рамадан — это великая милость своим рабам от Создателя Вселенной. Именно в этот месяц был послан Священный Коран нашему пророку, мир ему и благословение Всевышнего. В книге Аллаха, которую Он послал нам, всем людям земли, как назидание, наставление и руководство, пост в месяц Рамадан объявлен обязательным для исполнения всеми мусульманами.

— Соблюдать пост с утра до вечера, не употребляя ни пищи, ни воды дело нелёгкое. У меня, например, пониженное давление, слабый гемоглобин из-за чего где-то на десятые сутки поста начинается слабость и головокружение.

— Такие отговорки не принимаются, это не повод, чтобы не соблюдать пост. Не держать пост позволяется женщинам, ожидающим или кормящим ребёнка; больным, если это несёт угрозу их жизни; разрешается также путникам не держать пост, но с обязательным условием возместить пропущенные посты в другое время. Но если Вы всё же пропустили посты, то нужно строгое количество пропущенных дней возместить в любое другое время в течение года, то есть до следующего Рамадана.

— А если не будет возможности возместить пропущенные посты и после Рамадана?

— В таком случае нужно накормить бедняка и, при том, на том уровне, как ты кормишь свою семью.

— Понятно! В последнее время мировая медицина все больше и больше признает однозначную пользу месячного поста для организма человека, для его здоровья.

— Да, это уже не вызывает споров и возражений. Однако, Всевышний в первую очередь ставит духовное очищение. Отказ от таких вредных привычек как курение, алкоголь, приносящие вред организму, само собой в пользу нашего здоровья, но мы ещё в этот священный месяц должны отказаться и от всего негативного, что есть в нашем характере, избавиться от таких животных инстинктов как зависть, похоть, непомерная жадность, эгоизм, сквернословие и т. д.. Борьба с такими пороками человеческой души куда сложнее, чем воевать на поле боя за веру. Недаром Пророк, мир ему, называл борьбу с собственным нафсом большим джихадом, а войну за веру с оружием в руках — малым.

— Да, бороться с собственными пороками и пагубными привычками очень тяжело, в этом нет сомнения. А сейчас я бы хотел задать вопрос, который мучает меня, да, наверное, и многих других мусульман: Почему мусульмане сегодня так разобщены? Очень много течений, и каждое из них считает себя на правильном, а остальных не на верном пути в понимании исламской религии. Мне кажется, что объединения, согласия, или, скажем, консенсуса между различными течениями уже никогда не будет.

— Да, несомненно, это проблема удручает и мучает многих мусульман, в том числе и меня тоже. И в священном Коране, и в многочисленных хадисах нашего Пророка, мир ему, всё время подчёркивается необходимость и важность сохранения единства мусульманской уммы. Однако, уже почти сразу же после смерти Пророка, мир ему, начался раскол. Сперва отделились хариджиты, потом произошёл раскол между шиитами и суннитами, и так далее. На сегодня, как и предрекал, наш Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, единая умма раскололась на более чем семьдесят течений.

Возможно ли объединение? В это сегодня верится, конечно, с трудом, однако если у лидеров этих течений возобладает разум, если они оставят мелочи в сторону, а объединение, как главное условие усиления исламской уммы, сочтут основным, тогда вполне возможно сближение различных течений. Выдающийся учёный-богослов имам Абу Ханифа, да будет доволен им Всевышний, иранец и Куфы, основатель ханафитского мазхаба, разработал методику использования рационалистических принципов «суждения по аналогии» (кияс), то есть, с тем, что уже имеется в Коране и сунне; и предпочтения (истихсан), то есть, предпочтение противоречащего киясу, но более целесообразного в данной ситуации. Притом, предпочтенье отдается истихсану. Нужно заметить, что важное место в учении ханафитского мазхаба является иджма, то есть, единодушное мнение богословов относительно какого-либо вопроса, которое не может противоречить Корану и сунне.

Имам Малик ибн Анас говорил, что наука это не место, где дерутся петухи и бараны, что наука всегда против бессмысленной смуты в политической жизни. Имам Шафии, да будет доволен им Аллах, далее развил учение предшествующих имамов об иджме. Даже Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, советовался со своими сподвижниками и учитывал их мнение. В наше время, к сожалению мало кто хочет советоваться с другим, считая своё мнение и знания окончательной истиной.

— Да, интересно! Спасибо Исамитдин-хаджи, за такой подробный ответ. Желаю Вам крепкого здоровья и дальнейших успехов изучении исламской науки.

— Спасибо и коллективу вашей газеты, что интересуется приходом месяца Рамадан, месяца очищения нашего тела и души.

Кадырбек Умаров