Сегодня, 19 ноября, в Дербенте проходит Международная конференция «Загадка крестово-купольного сооружения на территории крепости Нарын-Кала. История Христианства в Дербенте», организованная Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО и администрацией города.
Несколько лет назад известным археологом Александром Кудрявцевым в цитадели Нарын-Кала в Дербенте был обнаружен христианский памятник. Автор исследований относит его к V-VII вв. и интерпретирует как крестово-купольный храм.
На конференции была выдвинута гипотеза о том, что данное строение было построено, как мартирий. (На фотографии изображён мартирий, найденный на территории современной в Эфиопии).
Мартирий (мартитиум или меморий — культовое сооружение (храм, капелла, часовня, усыпальница), возводимое христианами над могилой мученика, святого или на месте, связанном с библейской историей, жизнью и проповедью Иисуса Христа, а также апостолов) в плане представляет собой «латинский» крест, ориентированный по сторонам света. Общая протяжённость здания – 15 м, ширина – 13 м, сохранившаяся высота – 11 м. Длинная ось направлена по линии запад-восток. В пересечении рукавов креста сохранились паруса в виде сферических треугольников с круглым отверстием диаметром около 5 м. Судя по всему, мартирий венчался барабаном, перекрывавшемся сферическим куполом. Визуально установлено несколько перестроек здания. Первоначально строение было возведено из тщательно отёсанных блоков ракушечника на цемянковом растворе (кирпичная или керамическая крошка, добавляемая в известковый раствор для кладки стен, и сам этот раствор). Эта кладка фиксируется до уровня основания сводов и парусов. Стрельчатые своды и паруса также сложены из обработанных камней, но только уже на белом известковом растворе. По мнению ученых, после обрушения кровли ранние цилиндрические своды и паруса, сложенные на цемянке, были заменены на стрельчатые перекрытия рукавов креста и обновлённые паруса. Отметим, первоначальная техника строительства характерна для ранневизантийской архитектурной школы (V-VII вв.), а вторичный ремонт кровли произведён, по-видимому, не ранее X-XI вв. Применение двухцентрового стрельчатого свода характерно для зодчества Ирана и близких к Кавказской Албании Грузии и Армении. На последнем этапе своего существования в XVII-XVIII вв. мартирий использовался в качестве цистерны при бане. Очевидно, для этих целей были заложены все входы и окна в торцовых стенах. В пользу возведения первоначального мартирия византийским зодчим указывает не столько применённая техника кладки на цемянковом растворе, сколько анализ метрологических данных. Они указывают на то, что при построении мартирия использовался византийский фут (0,318 м). Например, внутренняя протяжённость здания 15 м, что составляет 47 византийских футов (=15,04 м), ширина мартирия – 13 м = 40,5 ф. (=12,96 м), диаметр барабана — 5 м =15,5 ф. (=4,96 м), ширина ветвей креста – 4,7 м = 14,5 ф. (=4,64 м), протяжённость ветвей – 4,2 м = 13 ф. (=4,16м) и 5,6 м=17,5 ф. (=5,6 м). Как видим, погрешность в этом случае современной метрологии с византийской составляет 0,04 м или же эти данные совпадают полностью, что не может быть случайностью.
Еще одно доказательство того, что обнаруженный Александром Кудрявцевым памятник в цитадели Нарын-Кала – именно мартирий, а не церковь, это отсутствие алтарной части с апсидой в восточной ветви креста. Формы мартириев произошли от римских погребальных сооружений и в основном имели центрическую планировку: круглые (например, ротонда Храма Гроба Господня в Иерусалиме); октагональные (над гротом Рождества Христова в Вифлиеме) или формы креста. Первая известная крестообразная раннехристианская постройка – это мартирий св.Вавилы (379 г.), возведённый на окраине Антиохии Сирийской.
Одно из полностью сохранившихся крестообразных мартириев — это так называемый «мавзолей Галлы Плацидии» (ок.388-450 г.) в Равенне. Памятник в плане представляет собой «латинский» крест и построен византийским зодчим. Существенным отличием является то, что здание полностью возведено из плинфы (строительного материала Древнего Рима, Византии и Древней Руси, представляет собой тонкий обожжённый кирпич преимущественно квадратной формы). К тому же оно завершается массивным кубическим куполом на «парусах» без барабана и поэтому не может рассматриваться в качестве прототипа обнаруженного в цитадели Нарын-Кала строения.
По мнению исследователей, историческим прототипом рассматриваемого мартирия являлся крестообразный мавзолей апостолов Тимофея, Луки и Андрея (возведён до 400 г.?), который составлял единый комплекс с более крупным крестовокупольным мартирием св.Апостолов в Константинополе. Ближайшие архитектурные аналогии христианскому мавзолею из Нарын-Кала есть в ранневизантийском Херсонесе. Здесь в 70-х гг. XIX – начала XX в. были проведены археологические раскопки, выявившие три крестообразных мартирия. В их числе — «Загородный храм» Херсонеса, наиболее близкий по своим размерам и архитектонике мартирию в Нарын-Кала. Его внешние размеры: 19,20 х 17,60 м (66 х 55 ф.), а внутренние – 17,28 х 15, 68 м (55 х 49 ф.). Толщина стен — 0,96 м, т.е. 3 византийских фута. Если толщина стен мартирия в Нарын-Кала также составляла 3 фута, то его внешние параметры предположительно достигали 16,96 х 14,88 м (53 х 46,5 ф.).
Тут открывается еще более интересное предположение. Особо отметим, что мартирии практически никогда не строились отдельно, они всегда составляли единый архитектурный ансамбль с баптистериями (крещальня, помещение для крещения в христианском храме) и церквями, служившими для евхаристического богослужения. Поэтому зачастую мартирии не являлись самостоятельными культовыми зданиями, а примыкали к базиликам (тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов) или крестовокупольным храмам. Например, «мавзолей Галлы Плацидии» в Равенне возведён рядом с базиликой Сан-Витале, мартирий апостолов Тимофея, Луки и Андрея в Константинополе был связан двумя проходами с крестовокупольным мартирием св.Апостолов, два крестообразных мартирия Херсонеса служили одновременно и пристройками к ранневизантийским базиликам.
Поэтому ученые небезосновательно предполагают, что при проведении дальнейшего археологического исследования мартирия в цитадели крепости Нарын-Кала рядом с этим уникальным памятником будет обнаружен ещё более внушительный по размерам храм.
На данном этапе исследования определить время возведения и основных перестроек памятника затруднительно: ученые не располагают всеми необходимыми сведениями. Поэтому датировка мартирия, существовавшего на протяжении около 1500 лет, на современном этапе его изучения носит только относительный и предположительный характер. Исследователи опираются на ограниченные представления об архитектонике строения и весьма скудные свидетельства письменных источников. Так, Мовсес Каланкатуаци (VII в.) в «Истории страны Алуанк» (кн.I) сообщает о возведении на территории Кавказской Албании нескольких церквей и мартириев, связанных с обретением и положением святых мощей. Они располагались на правобережье р.Куры. В числе ранних христианских центров известны Дарахоч и Сухар и др., где албанский царь Вачаган III обрел мощи св.Григория Просветителя, святых Гаяне (Гаиании) и Рапсиме (Рапсимии). В Амарасе обнаружены мощи епископов Григориса, Захарии и Пандалеона, которые были помещены в мартирий при церкви, основанной Григорием Просветителем. В целом 23-х летнее правление царя Кавказской Албании Вачагана III (487-510) «Благочестивого» наполнено важнейшими событиями, связанными с просвещением, восстановлением и возведением новых христианских святынь. Поэтому предполагается, что 80-е гг. V– начало VI в. – это время, когда был построен крестообразный мартирий, входивший в церковный ансамбль цитадели Нарын-Кала.
Источник: http://derbent-news.ru/news/media/2020/11/19/sensatsionnaya-gipoteza-byila-vyidvinuta-segodnya-po-povodu-togo-chem-byilo-krestovo-kupolnoe-sooruzhenie/
«Дербентские новости»