В ноябре Дагестан посетил российский художник-каллиграф Покрас Лампас для работы над новым проектом – масштабной каллиграфутуристической росписи на исторической набережной Дербента, а также обзорной ротонде. По словам художника, он впервые взял в горы фотоаппарат с камерой и ему хотелось снять что-то новое, почувствовать себя максимально свободно в незнакомом месте. Его вдохновением стала Чиркейская ГЭС. «В Дагестане очень красивая природа, а на реке Сулак находится самая мощная гидроэлектростанция на Северном Кавказе. Это нереально сложное техническое сооружение, которое встраивается в пространство между скалами, сдерживает воду, перерабатывает ее в энергию – мне показалось это очень символичным и вдохновило попробовать что-то новое», – рассказывает Лампас. Он решил снимать изображение с проектора iPhone: «Мы начали процесс с поиска объекта съемки, места съемки и способа съемки. Дорога от Махачкалы до ГЭС заняла около трех часов, а вокруг было много природных объектов, поэтому я смог заранее протестировать камеру. Мы приехали на место днем, и я принялся снимать с уже понятных мне ракурсов, искать какие-то интересные точки обзора и выстраивать план работы – концептуальную часть решили днем, чтобы ночью не было проблем». Ему удалось в короткие сроки получить разрешение от «РусГидро» для прохода к ГЭС и подтвердить проект. За довольно короткое время ему удалось сделать качественные и живые кадры. «Все эмоции, которые ты испытываешь в первый раз, моментально и запечатлеваешь. Второй раз туда же приехать и сфотографировать то же самое не так интересно. Ночью нам пришлось изучить подсветку ГЭС: надо было найти не только точки, откуда снимать, но и точки, откуда пускать проекцию», – делится он. В этом ему помогли инженер электростанции, который по рации передавал, где выключить свет, чтобы исключить «засветы» на длинной выдержке. В качестве проекции выступил холст, который художник писал еще весной: «Эту работу я изначально ассоциировал с чем-то на стыке разных культур – визуализировал некоего водного дракона, который написан каллиграфией. В каком-то смысле это более живописная работа, чем графичная и геометричная. В ней расставлены акценты на двух цветах – золотом и голубом: это хорошо работает с нейтральной поверхностью и идеально вписывается как в природу, так и сумасшедшее окружающее пространство на