С участником Великой Отечественной войны из селения Дарваг Табасаранского района Али Баладжаевич Алиевым я встречался практически накануне каждого праздника «День Победы!». В свои 90 с лишним лет дедушка Али выглядел довольно здоровым и оптимистичным. Привыкший к моим визитам он и члены его семьи всегда радушно встречали меня. Я просил его рассказывать о фронтовых буднях и событиях, и он всегда старался во всех подробностях рассказать как о войне, так и послевоенной жизни. К сожалению, мой ежегодный собеседник и живой свидетель ужасов тех лет, в прошлом году покинул этот мир, но его воспоминания во всех подробностях я помню до сих пор.
Как рассказывал Али Баладжаевич, повестку на фронт он получил 19-летним юношей в 1942 году. Их, молодых новобранце из Южного Дагестана, вначале, для подготовки и обучения военному делу, отправили в Грузию, где они в течение 3 месяцев обучались азам военного дела. Затем их всех направили на Кавказский фронт.
С осени 1942 года немецко-фашистские войска устремились на захват Кавказа, имея ввиду овладение нефтяными месторождениями Баку и Грозного. Наши войска вели упорные и героические бои, не давая противнику возможности прорваться через Кавказский фронт. Правда, отдельному горно-стрелковому отряду немцев удалось водрузить фашистское знамя на вершине Эльбруса, но более того они ничего не смогли сделать. А после окружения 6-й армии Фридриха фон Паулюса под Сталинградом, оказавшись под угрозой окружения и на кавказском направлении, в феврале 1943 и вовсе убрались прочь от Кавказа.
Али Баладжаевич в числе других новобранце осенью 42-го оказался в туапсинском направлении Кавказского фронта. Как он рассказывал мне, фашистская авиация ежедневно и интенсивно бомбила их позиции. От взрыва авиабомб погибло тогда очень много его фронтовых друзей, в основном молодых. Много было раненных и контуженных. Место погибших и выбывших из строя занимало новое пополнение.
Командиры и политработники разъясняли нам, что в случае прорыва нашего фронта и прохода через кавказские хребты, немцы овладеют нефтяными месторождениями и тогда победа СССР в этой войне окажется под большим сомнением. Поэтому мы держались за свои позиции крепко.