СЛОВО О ВЕЛИКОМ СУЛЕЙМАНЕ СТАЛЬСКОМ – К 155 – ЛЕТИЮ «ГОМЕРА ХХ ВЕКА» (1869-2024)
Известные общественные деятели, ученые и писатели М. Горький, С. Липкин, Э. Капиев, Г. Цадаса, Т. Хрюгский, Г. Гаджибеков и др. оставили много добрых высказываний о личности С. Стальского и о его поэзии. самая высокая оценка из них – «Гомер ХХ века», данная М. Горьким на Первом съезде писателей в 1934 году. Сулейман Стальский – первый поэт, который своим оригинальным творчеством прославил и восславил Дагестан на всю огромную страну – СССР и Россию. С. Стальский – поэт – лирик, сатирик и философ. То, что он являлся поэтом – философом, отметили исследователи его творчества. Это А. Агаев, Г. Гашаров, Р. Кельбеханов, Ф. Нагиев, но как проблема рассматривается в представленной статье впервые.
Философские взгляды его связаны с его острой наблюдательностью, проницательностью, природной мудростью и знанием народного родного языка, на котором он сочинял свои поэтические шедевры критического, сатирического, юмористического, назидательного, воспитательного, патриотического и интернационального характера – стихи, песни, наставления, размышления, беседы и обращения. К ним относятся «Соловей», «Старшина», «Судьи», «Муллы», «Двуногий осел», «Богачи и чиновники», «На свержение царя» и др.
Философские взгляды поэта вытекают из быта и жизни своего народа, общественно – политического строя, существовавшего в стране, социально – экономической политики. Поэтому они вызвали интерес слушателя, народа, быстро распространились по Лезгистану, Дагестану, получили всенародное признание. На русский язык произведения поэта переводили известные в Стране Советов мастера слова – С. Липкин, Н. Ушаков, Э. Капиев и др. С. Стальский в жизни был честным, добрым, смелым, щедрым и мудрым человеком. Поэтому он смог критиковать и критиковал богачей, мулл, судей и чиновников. Поэтому и образ народа, его философия и характер в его стихах даны объективно. Он как будто чувствовал дыхание и веяние времени и эпохи. Настоящий мыслитель своего времени. в начале своей активной поэтической деятельности С. Стальский оригинально представил себя читателю:
Умеет Сулейман слагать
Стихи. Его душа – тетрадь!
И может ли поэт смешать
Хорошее с дурным? – Не может! [6, С. 125]
С. Стальский, отлично зная привычки, характер, гордый нрав своих земляков, в стихотворении «Кто ханом возомнил себя» советует «гордым» притупить свой эгоизм. Он считает, что плохо, когда «каждый лезгин из себя хана строит». Поэт «готов лечить хворь» таких людей. [6, С. 106-107]
Поэт видит недостатки современного общества, мира в целом, поэтому заявляет: «Интересно движется мир, не зная ни «вперед», ни «назад»; нет нисколько совести, не замечая свои грехи…». [6, С. 94]
Поэт выступает за раскрепощение женщины, за ее равноправие с мужчиной. В стихотворении «Выдача девушки замуж за старика» он критикует дикие нравы общества, унижающие честь и достоинство женщины. Обращаясь к «жениху» с юмором, временами и с сарказмом автор пишет: «Хотя ты стар и смотришь в горб, Жену ты ищешь, чтоб ей пятнадцать было…». [6, С. 121]
В начале ХХ века, особенно в годы Октябрьской революции и Гражданской войны, самой распространенной темой в поэзии была тема свободы – освобождение трудящихся народов от гнета эксплуататоров. В этот период на арену, как поэт – патриот и поэт – философ, вышел С. Стальский, создавший ряд стихов и песен, которые посвящены проблеме достижения человеком свободы и независимости. В стихотворении «Как разбудить спящих?» (1918 г.) поэт хочет, чтобы его народ стал свободным, но народ не просыпается. Автор поясняет: «Свободу ждали племена, О ней мечтали издавна…»; призывает: «Подумай, темный мой народ!»; предупреждает: «Свобода ли это, коль народ Ее не знает и живет?!». [6, С. 72] В стихотворении «Свобода – счастье» поэт утверждает, что «свобода – счастье для народа», но народ не знает, как со свободой поступать: «все волнуются». А вдруг окажется «пустым трезвоном…Как тут быть?». [6, С. 67]
В стихотворении «Рабочий» становится ясно: «Рабочий завоевал свободу, поэтому он – свет для глаз государства и опора власти…». [6, С. 192] А в стихотворении «Свобода» поэт замечает: «Свобода – хорошая вещь, если народ узнает ее цену». Но как быть, рассуждает автор, если люди будут думать, что свобода – это «бесплатная халва», а на деле она окажется «черной смолой»?! Мудрец оказался прав – не всем свобода нужна, не всем она нравится, не все ее понимают и принимают, еще имеются и враги. Сулейман Стальский в своих произведениях высказывает оригинальные мысли, выступает как поэт – просвещенец, поэт – материалист, приходит к объективным обобщениям. Хотя поэт был верующий, он религию не хвалит, наоборот, критикует мулл, не признает чертей и чудовищ. В своих произведениях был больше материалистом, чем идеалистом. В стихотворении «Мусульманину» он призывает его «к свету руку протянуть, идти вперед, учиться письмо родному». [6, С. 122-123]
Поэт справедливо хвалил власть Советов – после той кошмарной жизни, какую прожили Сулейман и его народ до Советской власти, не хвалить новую власть было невозможно. После стихотворений «Мои песни – как плачь» и «Погибни, старый, мертвый мир!» искренне звучат стихотворения о новой жизни – «Советов власть», «Наша сила», «Первое мая», «Думы о Родине», «Горький» и многие другие. Поэт своими глазами видел возрождение народа. после победы Советской власти в каждом ауле Дагестана открылись светские школы и дома культуры, вышли газеты на родном и русском языках, заговорило радио, по которому на родном языке передавали разные сообщения и беседы на важные и нужные темы, национальные песни и музыку. Поэт не только хвалит, но и критикует недостатки новой власти, некоторых членов партии коммунистов. В стихотворении «Лжекоммунисты» (оно было написано в 1936 г. и в советские годы печаталось во всех сборниках и хрестоматиях) остро критикуются бесчестные члены партии:
Самонадеянны и горды,
Нагонят страх, они круты.
Куда же нам от них уйти?
Как царь иль шах они сидят…
Свою роль поэт видит в заключительной строфе:
Таких ты, Сулейман, карай,
Ты напоказ их выставляй.
Из них любому его пай
Обязан ты сполна воздать! [6, С. 188-189]
Поэт быстро откликается на все важные события, которые происходили в его жизни, в селе и стране. Каждое стихотворении С. Стальского – это самостоятельное произведение, сочиненное по определенному поводу, имеет свою тему, содержание, композицию, философию и сюжет. Много стихов о Родине: «Дагестан», «Дербент», «17 аулов моей Кюры», «Первое мая», «Срединная река» и др. В них само слово «Родина» звучит с особым чувством, с жизненно – бытовой философией: родина – это самый дорогой мир родителей, семьи, села и страны.
В стихотворениях о Родине поэт утверждает свободолюбивый, патриотический дух народа, его добрые намерения, яркие цели, благородные и героические поступки. Язык произведений С. Стальского – оригинальный, поэтичный, близкий к народному. Много в них эпитетов, сравнений и пословиц. Много пословиц и поговорок создал и сам поэт. Поэзия в жизни поэта выступает в трех ипостасях: 1) как форма познания действительности; 2) как метод воспитания слушателя (читателя); 3) как способ выражения своей философии, своего «Я».
Поэт всю жизнь боролся за честность, правду и справедливость. Он в стихотворении «Где правда времени, друзья?» описывает картину мира, где нет правды: «Мир изменил свое лицо… Петух кружится над орлом…Хмелеют без вина теперь…Шакалы воют в тишине…Нам обещали вечный рай…Обманут наш родимый край…». [6, С. 98-99]
С. Стальский – знаток народной жизни, он в своих произведениях читателю ярко показывает адаты, обычаи и традиции, характеры и нравы, психологию и философию народа. поэт дает мудрые советы и наставления. Они звучат просто, ясно и мудро, как народные пословицы. Поэтому стихи, полные назиданий, имеют однотипные названия. В стихотворении «Назидание», созданном в 1919 году, поэт учит, что «нехорошо»:
Вводить людей бесчестных в дом
И в свой домашний круг – нехорошо.
Идти неправедным путем
И сеять ложь вокруг – нехорошо… [6, С. 103]
Стихи – назидания касаются людей всех возрастов, автор несколько советов дает и молодым поэтам: «Служить лишь истине…И честь беречь…Пусть будет мысль в твоих стихах, предостеречь от слов пустых…Поэт – как факел путевой, Его зажечь необходимо». [6, С. 176]
Неизлечимым недостатком человека поэт считает отсутствие ума, поэтому пишет: «От глупости лекарства нет». Поэт знал, что он делает – кого критикует, кого хвалит, поэтому в стихотворении «Злой у тебя язык, Сулейман» себя учит уму – разуму:
Ты, Сулейман, не всюду пой,
Чтобы не встретиться с бедой… [6, С. 70-71]
Но поэт не может молчать, поэтому спрашивает: «Какой в этом интерес?». Философия поэта выражена также в поэмах и драме «Саяд», созданной в соавторстве с сыном Мусаибом, выступлениях и беседах. Поэтическим творениям С. Стальского характерны глубокое содержание, четкие рифмы и стройная ритмика, композиция, главная идея и образный язык. Поэт обогатил родную литературу Дагестана новыми темами, формами и жанровыми разновидностями – стихами – наставлениями, стихами – призывами, стихами – речами и стихами – обращениями. Философия и жизнь С. Стальского многослойна, в ней выражено самое ценное и нужное – что нужно обществу? Каким должен быть человек? Как воспитывать патриота и интернационалиста? Вот в этом и суть жизни и философии поэта. Философия и рассуждения Стальского, в первую очередь, сфокусирована на человеке, который является главным объектом и субъектом одновременно его деяний, забот, хлопот и мудрых рассуждений. Она – результат отражения жизни, быта и духа поэта. Его стихи звучат как современные и злободневные, поэтому Арбен Мехеддинович Кардашов отмечает: «С. Стальский был и остается самым современным поэтом Кавказа и России». [6, С. 9]
По воспоминаниям современников поэта, записанным в 1938 году (они хранятся в Госархиве РД), С. Стальский односельчанам давал умные советы, верно определял будущие поступки местных руководителей, предсказывал прогноз погоды. Оправдалось и последнее предсказание поэта. Он перед смертью собрал сыновей и сказал: «По поводу моего трупа у руководителей могут быть разговоры…Вы не мешайте им» («Дружба», 1985, №4, 121 – 123; лезг. язык). по решению правительства ДАССР прославленного поэта похоронили в Махачкале. В 1994 году в Азербайджане состоялось мероприятие в честь С. Стальского. Выступление внучки поэта Лидии Стальской поразило всех. На мероприятии были прочитаны стихи поэта, также был показан фильм, снятый в киностудии Азербайджан фильм имени Джафара Джаббарлы. Примером уважительного отношения является и то, что в 1959 году, когда в Азербайджане была опубликована антология дагестанской литературы, она начиналась стихами С. Стальского. В этой же книге жизнь и творчество известного поэта было проанализировано профессором Панахом Халилом. Он осветил и творчество С. Стальского и эпоху, в которой жил поэт.
Стихи и произведения С. Стальского на родном, дагестанских и русском языках больше 100 лет изучаются в школах, училищах, институтах, колледжах и ВУЗах Дагестана. например, в настоящее время по учебной программе в 5-10-х классах лезгинских школ изучаются более 15 стихотворений: «Быть мужчиной хорошо!», «Богачи и чиновники», «Воспитание», «Горькому», «Дагестан», «Девочкам», «Каждый из себя хана строит», «Матери», «Муллы», «Мысли о Родине», «Некоторый дурак», «Рабочий», «Рассказ о себе», «Ребенку», «Судьи». [5]
Имя «Гомера ХХ века» вошло в историю лезгинской и дагестанской литературы, в различные справочники и энциклопедии СССР, РСФСР, РФ, ДАССР, РД, в том числе и в указанные ниже книги [1, С. 6], носят Лезгинский государственный музыкально – драматический театр, родной район, поселок Кизилюртовского района, библиотеки, улицы и другие объекты республики и страны, в том числе и теплоход «Сулейман Стальский». Имя Сулеймана Стальского в 1932 – 1957 гг. носил и Дагестанский педагогический институт (ныне – ДГУ). В связи с реорганизацией ДПИ и ДГУ в 1957 году ВУЗу дали имя В. И. Ленина. После развала СССР имя вождя мирового пролетариата молча сняли и с тех пор ДГУ остается «сиротой».
Список литературы
- Акимов К.Х. Лезгинские писатели: Справочник. 2 доп. Изд. – Махачкала, 2015. – 344 с. (на лезг. яз.).
- Акимов К.Х. Сто выдающихся лезгин: Справочник. – Махачкала: «Мавел», 2016. – 136 с.
- Гашаров Г.Г. История лезгинской литературы. – Махачкала, 2011. – 528 с. (на лезг. яз.).
- Из сокровищницы лезгинской поэзии: Антология. Сост. Г. Гашаров. – Махачкала, 2015. – 400 с. (на лезг. яз.).
- Программы по лезгинской и дагестанской литературам. V-XI классы. – Махачкала, 2012. – 104 с. (на лезг. яз.).
- С. Стальский. Где правда времени? Сост. А. Кардашов. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2019. – 224 с.