29 июня, под руководством врио Главы РД Сергея Меликова прошло расширенное совещание по вопросам транспорта, дорожного строительства, авиационного и железнодорожного сообщения.
Подчеркивая важность обсуждаемой темы, руководитель республики отметил, что под развитием транспорта в регионе подразумевается не только строительство дорог и мостов, но и развитие всей транспортной инфраструктуры, а также пассажирских перевозок и других смежных отраслей. Вместе с тем глава региона выразил мнение, что развитая система транспортных коммуникаций является показателем экономического роста региона. Неоднократно, добавил Меликов, Президент России Владимир Путин акцентировал внимание на инфраструктурных проблемах, от решения которых зависит социально-экономическое развитие субъектов.
«Учитывая потенциал республики, как элемента международного транспортного коридора «Север-Юг», развитие Махачкалинского транспортного узла является актуальным и стратегически значимым не только для Дагестана или Северного Кавказа, но и для всей страны в целом», – выразил уверенность руководитель субъекта.
Обозначая основные цели и задачи в дорожной отрасли, Сергей Меликов перечислил: увеличение дорог в нормативном состоянии, снижение доли дорог, работающих в режиме перегрузки, сокращение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, снижение смертности в ДТП. «Вся дорожно-транспортная система должна быть максимально ориентированной на потребности людей», – заявил врио Главы РД, подчеркнув при этом, что сегодня не созданы комфортные условия для перевозки людей, в том числе маломобильных граждан.
В продолжение темы Меликов сообщил, что стратегическим объектом транспортной инфраструктуры является Махачкалинский морской торговый порт. Организация паромных перевозок является одним из наиболее значимых направлений развития Махачкалинского порта на ближайшую перспективу. Планомерное увеличение объемов паромных перевозок в порту позволит в дальнейшем развивать перевалку контейнерных грузов, в том числе на специализированных терминалах. В связи с этим проводятся переговоры с Республикой Туркменистан на предмет возобновления туркменских автомобильных паромов, а также рассматриваются перспективы открытия паромного сообщения с Исламской Республикой Иран.
Важными вопросами в сфере железнодорожного транспорта являются, по словам руководителя субъекта, прежде всего, обустройство пограничного перехода со строительством новой станции «Самур II» и реконструкция железнодорожного вокзального комплекса Махачкалы. Но одной из самых актуальных в этой сфере остается такая проблема, как наезд подвижного состава на крупный рогатый скот. Было отмечено, что в ряде районов этот вопрос стоит особенно остро.
«15 муниципальных образований на сегодняшний день не могут предотвратить наезд на крупный рогатый скот. А из-за этого нарушается расписание движения и срывается организованная перевозка, повреждается подвижной состав, за который приходится выплачивать компенсацию, возникает угроза схода железнодорожного полотна, что может привести к человеческим жертвам, и наносится ущерб владельцам животных», – сказал Меликов, назвав работу глав муниципалитетов в этом направлении недостаточной. В этой связи первому вице-премьеру региона Батыру Эмееву и вице-премьеру Абдулмуслиму Абдулмуслимову поручено провести совместное совещание с привлечением глав муниципалитетов с выездом в тот район, где наиболее часто такие случаи происходят. Руководитель региона сообщил, что рассматривалась возможность запуска скоростного поезда «Ласточка» между Махачкалой и другими регионами России. Но реализации этой инициативы также мешает неконтролируемый выпас скота. Сергей Меликов в этой связи поручил до конца июля решить этот вопрос.
Начальник Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Сергей Задорин со своей стороны отметил, в что настоящее время Республика Дагестан является одним из наиболее активно развивающихся регионов, что подтверждается показателями социально-экономического развития. Положительная динамика промышленного производства и объемов строительства способствует увеличению потребности в перевозках грузов железнодорожным транспортом.
«Сегодня Махачкалинский регион Северо-Кавказской железной дороги – это 508,7 км железнодорожных путей, более 2,2 тысяч работников железнодорожного транспорта, которые имеют среднемесячную зарплату более 43 тыс. рублей, что в 1,5 раза выше, чем в среднем по республике», – сказал Задорин.
Также он поделился итогами работы РЖД за последний год. Таким образом, грузооборот за 5 месяцев составил 2,1 млрд т-км и практически соответствует уровню прошлого года (98,4% к 2020 г.), пассажирооборот увеличился на 16,3% к соответствующему периоду 2020 года. Сумма налоговых платежей, уплаченных структурными подразделениями ОАО «РЖД» в республиканский бюджет за 5 месяцев 2021 года составила 151,2 млн рублей.
Врио министра транспорта и дорожного хозяйства РД Ширухан Гаджимурадов в своем докладе остановился на проблемах общественного транспорта. В частности, он заявил о необходимости внедрения системы кондиционирования в маршрутные такси и автобусы. Также среди проблем он выделил недостаточное количество транспорта для перевозки лиц с ОВЗ. При этом, добавил глава ведомства, Дагестан получил 20 низкопольных автобусов большой вместимости, а также 11 микроавтобусов закуплено по программе «Доступная среда». Сергей Меликов поинтересовался сроками запуска нового транспорта. Мэр Махачкалы Салман Дадаев сообщил, что автобусы будут запущены до 15 июля.
В продолжение совещания генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта Мурадхан Хидиров отметил, что несмотря на снижение объемов грузоперевалки в этом году, предприятие продолжает сохранять лидирующие позиции среди портов Каспийского бассейна. Удельный вес перевалки грузов АО «ММТП» среди портов Каспийского бассейна составляет порядка 58%.
«Экономика предприятия находится в хорошем состоянии. В 2010 году на счету порта имелся долг в 2,5 млрд рублей. На сегодняшний день порт не только расплатился с долгами, но и вышел в прибыль. Мы нацелены повышать отраслевые показатели», – отметил Хидиров.
Руководитель региона высоко оценил деятельность порта и поблагодарил Мурадхана Хидирова за работу, которая была проделана в течение нескольких лет.
В завершение Первый заместитель Председателя Правительства РД Батыр Эмеев в своем докладе рассказал о состоянии и развитии транспортной инфраструктуры и улично-дорожной сети Махачкалы.