На площадке министерства транспорта и дорожного хозяйства РД в режиме ВКС прошла онлайн-встреча заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Ризвана Газимагомедова с ведущими учеными Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.На повестку были вынесены вопросы внедрения в Дагестане новых технологий, материалов и решений в сфере дорожного строительства.
В своем вступительном слове вице-премьер отметил, что в последние годы в транспортной системе Республики Дагестан и России в целом, происходят позитивные изменения — развёрнуты и реализованы масштабные планы автодорожного строительства с применением инновационных технологий, расширяется и обновляется инфраструктура транспорта.
«В настоящее время в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг» начата подготовка документации строительства обхода Махачкалы, которая включена в пятилетний план, ведется расширение до четырех полос федеральной автодороги Р-217 «Кавказ». Что касается строительства обходов городов Дербента и Хасавюрта, также ведется активная работа по защите проектной документации в Госэкспертизе. Вместе с тем мы чувствуем изменения, которые происходят в последнее время, только по нашему маршруту Р-217 грузопоток за этот год увеличился на 40% .
Хотел бы отметить, что мы внимательно следим за сферой новых технологий, и, к сожалению, вынуждены признать — фактически новыми технологиями дорожного строительства называют устаревшие методологии. Из-за санкций у нас нет возможности использовать западные наработки и технологии, возможно, оно и к лучшему, так наши научные центры заработают быстрее и создадут собственные новые технологии и материалы», — сказал Газимагомедов.
Подробнее о работе, которая проводится в регионе в сфере дорожного строительства, рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства РД Джамбулат Салавов.
«Президентом России Владимиром Путиным было дано поручение, к 2030 году точечно обустроить дороги в крупнейших городах и агломерациях. Помимо этого поставлена задача, за предстоящие 5 лет привести в нормативное состояние не менее 85 % всей опорной сети автодорог страны.
Общая протяженность республиканских дорог составляет 7600 км, более 22 тысяч км — это муниципальная дорожная сеть и 690 км – федеральная. В 2022 году бюджет по всем источникам капвложения у нас составил более 14 млрд рублей. К 1 декабря Минтранс РД планирует освоить эти средства и отчитаться о качественно проделанной работе.
Мы не только строим и ремонтируем дороги, но еще и развиваем интеллектуальную транспортную систему, в частности она внедряется в Махачкалинской агломерации. На сегодняшний день успешно проведены 2 этапа, в следующем году будет внедряться 3, а дальше и 4 этапы. То есть, инновационные направления, которые нужны для оптимизации и улучшения качества дорог и качества обслуживания населения тоже ведутся», — отметил Салавов.
Далее свои предложения по внедрению новых технологий в дорожное строительство Дагестана озвучил заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ, доктор технических наук, профессор Виктор Ушаков.
По его словам, за последние 30 лет нагрузки на дороги увеличились в 4 раза. Наблюдается низкая несущая способность, что ограничивает пропуск транспорта с высокой нагрузкой и круглогодичное движение транспортных средств.
«На совещании по вопросам дорожного строительства 2 июня 2022 года Президент Российской Федерации дал ряд поручений, и один из важных пунктов связан с увеличением межремонтных сроков службы автомобильных дорог.
С каждым годом увеличивается нагрузка на дороги и увеличивается грузоподъёмность транспорта. Такая ситуация приводит к постоянному выделению денежных средств на поддержку дорог в нормативном состоянии.
Дорожная одежда — это самый дорогостоящий элемент и применение минеральных вяжущих, с точки зрения укрепления грунтов, является одним из эффективных направлений. По утверждённым новым нормам толщина асфальтных слоев должна превышать 30 см, а стоимость за тонну составляет от 30 до 40 тысяч рублей.
Вместе с тем, в стране в профиците работает цементная промышленность, во всех регионах имеются цементные заводы, поэтому стоимость цемента стабильна и составляет 6-8 тысяч рублей за тонну. По нашему мнению, необходимо живее применять бетонное укрепление, как основание и как покрытие дорог. Сегодня разработаны технологии укладки и уплотнения бетона, ухода за ним и создания качественной конструкции с его использованием», — рассказал Ушаков.
Он также заверил, что стоимость капитальных затрат на автомобильную дорогу с цементно-бетонным покрытием на 15 — 35% дешевле, чем с применением новых конструкций дорожных одежд с полимерно-битумным вяжущим.
«В результате проведенных расчетов сотрудники МАДИ выявили наличие преимуществ не только в цене. Наши специалисты впервые разработали ГОСТ на типовые конструкции дорожных одежд, которые предполагают срок службы более 30 лет.
Республика Дагестан — это уникальная местность, где находится 5 дорожно-климатических зон и для каждой зоны требуется особый подход и особое проектирование. Мы готовы совместно с махачкалинским филиалом МАДИ разработать альбом по конструкциям дорожных одежд с учетом климатических условий региона, местных возможностей строительных материалов, которые обеспечат нормативные сроки службы дорожных объектов. Думаю, создание сети качественных и безопасных дорог принесет благо республике», — подчеркнул профессор.
Свое мнение по данному вопросу выразил и доцент кафедры «Экономики и управления» Махачкалинского филиала МАДИ, кандидат экономических наук Мурад Абдулаев.
К выступлению предыдущего докладчика он добавил, что разработка указанных вопросов в Дагестане становится особенно актуальной при намечающихся значительных объемах дорожных работ по международному транспортному коридору «Север – Юг», и, в частности в виду планируемых работ по обходу городов Махачкалы, Дербента и Хасавюрта.
«Стереотип о дороговизне цементобетонных покрытий в сравнении с асфальтобетонными уже не соответствует действительности и это вызвано различной динамикой цен на основные компоненты цементобетонных покрытий и цен на битум. Цены на битум, как было уже сказано, стали непропорционально выше, чем, например, цена на цемент.
Даже незначительное снижение единовременных затрат способно существенно повысить привлекательность применения указанных технологий строительства цементобетонных покрытий. И такая возможность есть. Дело в том, что Дагестан располагает существенными конкурентными преимуществами при реализации указанной технологии по сравнению с другими регионами России.
Речь идет о доступности нерудных материалов, то есть возможности использования местных ресурсов, имея в виду существующий потенциал разработки собственных карьеров по добыче и производству щебня, песка, гравия и других дорожно-строительных материалов. Республика обладает значительными запасами строительных материалов: известняков, мергели, гравия, песка и глины. Кроме того, в Дагестане имеются все необходимые компоненты для развития собственного производства цемента. И предприятия для этого имеются, а массовое строительство дорог с цементобетонным покрытием послужит фактором их прорывного развития», — рассказал Абдулаев.
В свою очередь, доцент кафедры «Изыскания и проектирование автомобильных дорог» МАДИ, кандидат технических наук Александр Холин дал рекомендации по внедрению дорожно-климатического районирования и комплекса метеорологических данных.
«Мы собрали метеорологические данные за последние 20 лет по всем метеостанциям республики и сформировали информационный комплекс природно-климатических данных, влияющих на работу автомобильных дорог, дорожные сооружения и безопасность движения автотранспорта по дорогам Дагестана.
Этот комплекс включает в себя данные по температуре воздуха, атмосферным осадкам, ветровому режиму, солнечной радиации, случайным метеорологическим явлениям, как например туманы, грозы, гололед, бури и грады. Методические рекомендации по дорожно-климатическому районированию территорий Дагестана были разработаны в интересах повышения сроков службы автомобильных дорог региона», — уточнил он.
Комментируя вышесказанное, вице-премьер Ризван Газимагомедов согласился с тем, что Дагестан обладает большим потенциалом, в особенности в цементном производстве.
«Мы давно говорили о переходе во многих местах на цементно-бетонное покрытие дорог, это для нас намного перспективнее, особенно учитывая, что у нас южная республика.
У нас есть все, для развития цементного производства, я думаю в ближайшие годы в республике все-таки появится крупное цементное производство с объемом до 2 млн тонн в год. И тогда, конечно, можно спокойно ставить вопрос о переводе на цементно-бетонное покрытие дорог. Но там, где это целесообразно и экономически выгодно, сохраняя существующие мощности по традиционным технологиям, проведя предварительные расчеты», — подытожил он.
В завершение Ризван Газимагомедов поблагодарил научный коллектив МАДИ за инициативу проведения встречи и озвученные предложения.