В четверг, 16 марта, Председатель Правительства Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов провел очередное заседание Правительства РД.
На повестку было вынесено несколько вопросов, в частности, обсуждались принимаемые меры по повышению качества общего образования и совершенствованию условий оплаты труда педагогических работников образовательных организаций.
Премьер — министр напомнил присутствующим, что вконце прошлого года Контрольным управлением Главы республики проведен анализ качества школьного образования и условий оплаты труда работников образования. По его словам, в ходе анализа были выявлены системные проблемы, которые приводят к отставанию Дагестана от других регионов по множеству показателей, включая средний балл по итогам ОГЭ и ЕГЭ, оснащению школ современной техникой и другими средствами обучения, без которых сложно вести обучение на должном уровне.
Кроме того, он озвучил, что, несмотря на рост количества высокобалльников, победителей олимпиад и конкурсов, и занимаемых педагогами призовых мест на всероссийском уровне, средний показатель в образовании по республике все еще весьма скромный.
Глава кабмина также подчеркнул, что на решение проблем с благоустройством школ выделяются огромные средства. Только в рамках госпрограммы на развитие образования в 2023 году предусмотрено более 63 млрд руб., из них 3,6 млрд пойдут на капитальный ремонт.
«Должна быть адекватная отдача от этих средств. На выходных с выездом на место лично проверил ход строительства нового корпуса школы № 2 в Каспийске. Объект должен был быть сдан еще в декабре прошлого года, но сроки, к сожалению, сдвинулись. Есть вопросы и по качеству работ. Поручил профильным министерствам сопровождать это строительство.
Знаете, что меня в связи с этим интересует? Сколько же детей в республике лишается современных стандартов образования вот из-за таких издержек? Может, именно поэтому республика по итогампроведенного Рособрнадзором первого рейтинга регионов страны по уровню образования Дагестан занял второе место, но только с конца списка. А данный показатель применяется при оценке эффективности высших должностных лиц регионов. Поэтому прошу сделать соответствующие выводы», — обратился он к представителям ответственных органов.
Переходя к теме совершенствования условий оплаты труда школьных учителей, Абдулмуслимов отметил, что требования к представителям профессии постоянно растут, потому у педагогов должна быть соответствующая мотивация, которая неразрывно связана с уровнем оплаты их труда.
«Поступают очень много обращений по вопросу низких зарплат учителей. Многим из них приходится работать на 2 и более ставок, больше 18 часов, что является переработкой и, разумеется, ведет к снижению качества преподавания.
В дополнение к этому в конце 2022 и январе-феврале текущего года в ряде муниципальных образований сложилась вопиющая ситуация с задолженностью по зарплате перед учителями! На ее погашение пришлось направить средства резервного фонда, что является самой крайней мерой, и в дальнейшем такого не должно повториться. Сегодня хотелось бы услышать о результатах работы по этим направлениям, а также о том, что еще необходимо сделать, чтобы наши дети имели возможность получать качественное образование в соответствии с современными стандартами, а наши педагоги вовремя получали достойную зарплату за свой труд», — заявил премьер.
По озвученным вопросам отчитался министр образования и науки РД Яхья Бучаев.
Он рассказал, что в целях усиления работы по усвоению выпускниками школ базового уровня федерального государственного образовательного стандарта и обеспечению динамики роста высокого уровня подготовки выпускников, Дагестанским институтом развития образования проводились обучающие семинары и были организованы курсы повышения квалификации.
Для формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в республике реализуется региональный проект «Успех каждого ребенка», который позволяет организовывать профильные смены для ребят, осуществлять их подготовку к участию в различных интеллектуальных состязаниях, привлекать к подготовке ребят лучших педагогов республики, обеспечивать их направление на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников.
«При поддержке Главы Республики Дагестан принят нормативно-правовой акт, в рамках которого победителям и призерам всероссийской олимпиады школьников и их тренерам, а также выпускникам школ, получивших по итогам ЕГЭ 100 баллов, выплачивается денежная премия в размере 100 тыс. рублей.
В 2022 году обладателями данной премии стали 30 обучающихся, получивших максимальный балл на ЕГЭ (100 баллов), 3 призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников и 3 педагога-тренера», — добавил министр.
Что касается улучшения материально-технической базы, то для этого, по словам Бучаева, с 2022 года республика участвует в программе «Модернизация школьных систем образования», в рамках которой в 2022 году отремонтированы и оснащены 210 зданий 191 школы на сумму 4,4 млрд рублей.
«В 2023 году в рамках данной программы планируется проведение капитального ремонта и оснащение 141 здание 139 школ на сумму 3,6 млрд рублей. В 2024-2025 гг. – 200 зданий школ на сумму более 4 млрд руб, также продолжается реализация мероприятий национального проекта «Образование», в рамках которых в 2023 году запланировано открытие Центров образования «Точка роста» в 67 общеобразовательной организации Республики Дагестан, обновление в 41 общеобразовательной организации Республики Дагестан материально-технической базы для внедрения цифровой образовательной среды, создание 2-х центров цифрового образования детей «IT-куб» в г. Избербаш и г. Махачкала, детского технопарка «Кванториум» на базе центра образования г. Буйнакска», — озвучил он.
Кроме того, в части модернизации содержания образования и образовательной среды в конце прошлого года приняты новые федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. В этой связи одной из приоритетных задач текущего года является обеспечение приведения образовательных программ в соответствие с федеральными образовательными программами и переход образовательных организаций на единые образовательные программы с 1 сентября 2023 года.
«Дагестанским институтом развития образования уже начата работа по обеспечению обучения и методического сопровождения образовательных организаций республики по переходу на единые образовательные программы.
Немаловажным факторов в повышении качества общего образования является подготовка педагогических кадров, соответствующих современным требованиям. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 года № 1688-р утверждена концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года, в рамках которой предусмотрено развитие психолого-педагогических классов в общеобразовательных организациях.
В целях реализации данной концепции в каждом муниципальном образовании планируется открытие психолого-педагогических классов в школах. В настоящее время уже начата организационная работа по обеспечению открытия 147 психолого-педагогических классов в образовательных организациях республики с 1 сентября 2023 года. Особо хотим обратить внимание глав муниципальных образований на необходимость организации мероприятий по обеспечению заключения целевых договоров с Дагестанским государственным педагогическим университетом», — подчеркнул Бучаев.
Переходя к вопросу повышения качества образования, министр отметил, что с этой целью организованы и проведены необходимые мероприятия: разработаны новые программы дополнительного профессионального образования, проведены республиканские форумы, семинары, мастер-классы, круглые столы, курсы повышения квалификации.
«Указанные мероприятия проводятся с привлечением ведущих педагогов высших учебных заведений из других регионов России. За 2022 год Дагестанским институтом развития образования разработана 21 программа дополнительного профессионального образования, которые по итогам профессионально-общественной экспертизы Академией Минпросвещения России признаны лучшими и включены в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования.
На сегодняшний день обучение по дополнительным профессиональным программам прошли 22 тыс. педагогов республики, включая педагогические и управленческие команды 191 школы, в которых проведен капитальный ремонт (всего 8014 человек)», — констатировал министр.
Яхья Бучаев прокомментировал и ситуацию с многочисленными жалобами педагогов на низкую зарплату, о которой ранее упомянул премьер-министр. Он согласился с главой кабмина, что уровень оплаты труда педагогических работников действительно влияет на повышение конкурентоспособности образования, мотивацию педагогов и их закрепление на рабочих местах.
«Несмотря на статистически удовлетворительное положение дел в сфере заработной платы педагогических работников сферы общего образования – средний размер заработной платы составил порядка 32,0 тыс. руб. или 114,5 % от целевого показателя на 2022 год от самих педагогических работников часто поступают обоснованные жалобы на низкую заработную плату, перегрузку на работе и т.д. Для корректного расчета Госстандарта общего образования Минобрнауки РД утверждены в 2022 году типовые штаты образовательных организаций», — рассказал он.
Глава Минобрнауки РД также отметил, что в республиканском бюджете РД на 2023 год на доведение средней заработной платы педагогических работников до целевых значений, определенных «майскими» указами Президента РФ предусмотрена индексация фонда оплаты труда педагогических работников:
— на 4,2 % для педагогических работников общего образования;
— на 11,6 % для педагогических работников дошкольного образования;
— на 5,7 % для педагогических работников организаций дополнительного образования.
В денежном выражении это составляет дополнительно порядка 1,737 млрд рублей, в том числе:
-1,2 млрд. рублей для педагогических работников общего образования;
-400,6 млн рублей для педагогических работников дошкольного образования;
-136,5 млн рублей для педагогических работников организаций дополнительного образования.
Выслушав докладчика, премьер-министр Абдулмуслимов еще раз подчеркнул, что создание условий для обеспечения качественного образования детей является приоритетной задачей Правительства РД. По итогам совещания Минобрнауки республики было поручено продолжить работу по формированию механизмов управления качеством образования и обеспечить оказание мер адресной методической поддержки общеобразовательным организациям с низкими образовательными результатами.