Сергей Меликов провел совещание по вопросам дорожно-транспортного комплекса Дагестана

14 ноября, глава Дагестана Сергей Меликов провел совещание, посвященное развитию транспортной системы региона. Среди прочих тем обсуждалось совершенствование многосторонних автомобильных пунктов пропуска, автомобильных дорог, логистических баз и сети автозаправочных станций в республике.

«Коридор „Север-Юг“ значительно продвигается вперед. Дагестан постепенно становится его основной частью с помощью воздушного, железнодорожного и морского транспорта. В настоящее время активной работе по этому маршруту мешает отсутствие придорожной инфраструктуры, а также современных газозаправочных комплексов»,— сказал Меликов, открывая мероприятие. Сергей Меликов подчеркнул, что отсутствие современных транспортно-логистических центров сдерживает рост транспортного потенциала региона.

Руководитель республики напомнил, что в настоящее время проводится масштабная реконструкция транспортной инфраструктуры, которая заключается в увеличении участков федеральной трассы Р-217, строительстве дорог в обход таких городов, как Махачкала, Дербент и Хасавюрт, а также в строительстве новой трассы к Махачкалинскому морскому торговому порту.

Глава республики отметил, что в Дагестане нет крупных транспортно-логистических узлов, которые могли бы предоставить площади экспедиторским и транспортным предприятиям. Соответственно, отсутствуют услуги таможни, отдыха, питания, технического обслуживания автомобилей.

Кроме того, такая ситуация не позволяет дагестанским производителям экспортировать или передавать свои товары для дальнейшей реализации. Заместитель премьер-министра Дагестана Ризван Газимагомедов сообщил о плане создания многофункциональных автомобильных пунктов пропуска на российско-азербайджанской границе. Это стало ответом на идею создания современных транспортно-логистических узлов в восьми местах по всей стране вдоль федеральной трассы. Пятью международными контрольно-пропускными пунктами, расположенными в Магарамкентском районе, являются Яраг-Казмаляр, Гарах, Ново-Филя и Тагиркент-Казмаляр.

Пропускная способность Яраг-Казмаляра составляет 500 единиц в сутки, и до конца этого года его планируется реконструировать в два этапа. После завершения работ суточная производительность многостороннего автомобильного пункта пропуска «Яраг-Казмаляр» увеличится примерно в три раза и составит 1400 единиц, из которых 630 — грузовые автомобили. Кроме того, ожидается, что обновленный объект будет иметь 22 полосы для пропуска транспортных средств, что сделает его самым загруженным на границе с Азербайджаном.

Кроме того, значимость пункта усиливается его ролью в международном транспортном коридоре «Север-Юг». Тагиркент-Казмаляр — второй по значимости пункт пропуска в мире, способный принимать до 200 автомобилей в сутки. На данный момент здесь имеется 6 полос движения: 3 на въезд в Россию и 3 на выезд из нее. В настоящее время готовится реконструкция этого пункта пропуска, которая должна завершиться к концу 2027 года, что позволит увеличить его пропускную способность до 2360 автомобилей в сутки, в том числе 1100 грузовых. В настоящее время ведется реконструкция многофункционального автомобильного пункта пропуска «Ново-Филя». Ожидается, что по завершении проекта он сможет ежедневно обрабатывать 1020 автомобилей, а также до 4 тыс. человек, путешествующих на автотранспорте. Модернизация должна завершиться в 2027 году. В настоящее время ведется реконструкция пункта пропуска «Гарах», завершены строительно-монтажные работы и уже поставлено все необходимое оборудование. Срок полного ввода в эксплуатацию намечен через год.

По оценкам Ризвана Газимагомедова, к 2028 году пропускная способность автомобильных пунктов пропуска должна быть увеличена в семь раз. Кроме того, начаты проектно-изыскательские работы по модернизации железнодорожного пункта пропуска Дербент (Самур-II), которые должны быть завершены за два года до 2028 года. Это должно привести к увеличению объема грузоперевозок за счет создания в три раза большего количества приемо-отправочных путей, а грузооборот, по прогнозам, достигнет 20 млн. тонн раньше установленного срока. В ходе совещания было отмечено, что федеральные дороги требуют существенного развития дорожной инфраструктуры и логистических центров в связи с увеличением грузопотока и международных автоколонн.

В настоящее время, принимая во внимание структуру грузоперевозок и спроса, были разработаны идеи для комплексного плана объектов придорожного сервиса. Было определено 8 вариантов размещения логистических центров, два из которых ориентированы на промышленность и транспортные перевозки. Кроме того, был также определен приблизительный перечень удобств с указанием их местоположения, технических и финансовых показателей, визуализация типичного транспортно-логистического узла плюс концепция их развития.

Участки, начиная с северного Кочубея и заканчивая южным Яраг-Казмаляром, были выбраны с учетом их грузообразующих зон, инженерной инфраструктуры, коммуникаций и трудовых ресурсов. В состав центров войдут гостиничный комплекс, рефрижераторный терминал, торгово-офисный центр, сельскохозяйственный розничный рынок, а также плодоовощной склад. Ризван Газимагомедов отметил, что как только будут определены земельные участки, Дагестан перейдет к этапу изучения деталей подключения инженерной инфраструктуры, подписания инвестиционных соглашений и подготовки проектов и смет расходов.

В то же время уже состоялись переговоры с потенциальными инвесторами и административными органами в некоторых регионах, заинтересованными в сотрудничестве в строительстве маршрута ITC Север-Юг. Гусейн Гусейнов, руководитель Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан, отметил, что деловые люди проявляют интерес к этой сфере.

Однако они не готовы инвестировать в проекты до тех пор, пока не будут устранены все трудности с земельными участками. Он также добавил, что в следующем году необходимо учиться у других регионов и использовать их опыт для продвижения такого рода развития. «Мы должны действовать на опережение. Проезжая по федеральной трассе, мы не видим пустых пространств — только зоны отдыха, логистические центры и зеленые зоны»,— сказал он, подчеркнув, что пришло время изменить и наше отношение к придорожной инфраструктуре.

На встрече первый заместитель председателя правительства региона Манвел Мажонц отметил, что в ближайшие три года «Газпром» намерен построить в Дагестане 6 газозаправочных комплексов и 5 АГЗС. Он отметил, что для этих объектов правительством республики уже подобраны земельные участки вдоль федеральных дорог.

В настоящее время организация взвешивает коммерческую целесообразность представленных регионов. Кроме того, совместно с «Газпромом» продолжается работа по определению новых площадок»,— сказал Заур Эминов, заместитель Председателя Правительства РТ, министр земельных и имущественных отношений РТ. Мэрам было предложено скорректировать схемы территориального планирования своих районов, утвердив те участки, которые предназначены для развития промышленных зон.

Сергей Меликов заявил, что имеющихся в стране автозаправочных станций недостаточно, они не отвечают требованиям сервиса, качества и стоимости топлива. Он сообщил, что обсуждал эти вопросы с заместителем председателя правительства республики Александром Новаком. По его словам, для Дагестана важно, чтобы на АЗС был чистый бензин и современное оборудование.

Для достижения этой цели необходимы земельные участки, и если у частных лиц есть пожелания по поводу многофункциональных зон, то они будут учтены при их проектировании. Физические лица, обладающие земельными участками, могут присоединиться к инвестиционному проекту, организовав свой бизнес.

Источник