Советские военные говорили «воздушный лев», а немецкие — «черный дьявол». С чем бы ни сравнивали удивительную историю любви к небу, имя летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана навсегда вписано в «золотую» книгу авиации
Дагестанский герой родился не на земле предков, но горские заветы, мужество и порой отчаянную храбрость пронес через всю жизнь. Он часто вспоминал семейную притчу об орлах, которые, чувствуя смерть, стараются подняться как можно выше. После взмаха широких крыльев они падают на землю уже мертвыми. Слабость этих могучих птиц никто не должен видеть. Отец Амет-Хана, лакец по происхождению, настолько впечатлил сына своим рассказом, что жизнь дважды Героя Советского Союза оказалась удивительно схожа с историей орлов Кавказа.
603 боевых вылета, из которых больше сотни проведенных воздушных боев, не меньше 30 сбитых вражеских самолетов, 96 освоенных летательных аппаратов и 4000 часов в небе – из таких героических сведений складывается биография советского летчика. Работая слесарем в железнодорожном депо, молодой горец мечтал о небе, понимая, что его миссия «неземная».
Великая Отечественная война стала судьбоносной в жизни младшего лейтенанта, который успел к тому времени закончить Качинскую военную авиашколу. Небо Донбасса, Ростова-на-Дону, Ярославля и Рыбинска было под его надежной защитой. Первый подвиг Амет-Хан совершил на истребителе «Харрикейн». Вражеские самолеты были успешно ликвидированы точными попаданиями, а последний «юнкерс» взят «голыми руками» без единого заряда. Молодой офицер своим крылом протаранил вражеский бомбардировщик. Орден Ленина открыл «золотой путь героя».
Сталинградскую битву дагестанец прошел на ЯК-7Б, благодаря которому получил дружеское прозвище от сослуживцев «воздушный лев». Он всегда победно заканчивал бой, не сдаваясь даже в огненных ловушках, переходя на опасные скорости и делая неповторимые виражи. «Аллюр три креста, за мной!», и его боевая эскадрилья начинала дышать в унисон. Последней военной целью стал «Фокке-Вульф-190» в небе над Берлином.
Несмотря на то, что впереди были спокойные будни мирной жизни, Амет-Хан Султан продолжал выходить в небо, играя с судьбой. Испытания он, по привычке, проводил на пределе человеческих возможностей. Апробация стреловидных крыльев, отработка дозаправки в воздухе, систем катапультирования, испытание ракеты класса «воздух-корабль», в котором сам самолет становился аналогом крылатой «Кометы». Благодаря риску летчика-испытателя, именно эта разработка была принята на вооружение и служила не один год. Внештатные ситуации только закаляли характер бесстрашного героя, вырывая его из лап смерти в самые последние секунды. Роковой стала летающая лаборатория, испытывающая новый турбореактивный двигатель. Она стала последним воздушным судном для всего экипажа из пяти человек. Тогда произошел обрыв внешних закрылков. Настоящий дагестанский «орел» умер, как и положено, в небе.
Две «Золотые звезды» Героя Советского Союза, шесть Орденов, медали и почетные Знаки, а также бюсты, памятники, музей, улицы и школы в Крыму стали достоянием легенды советской авиации. Ахмет-Хан Султан похоронен на московском Новодевичьем кладбище.