Заседание Правительственной комиссии РД по обеспечению безопасности дорожного движения состоялось в четверг, 24 октября, под руководством Председателя Правительства Республики Дагестан Абдулмуслима Абдулмуслимова.
В его работе приняли участие руководители республиканских органов исполнительной власти, главы муниципальных образований, депутаты Народного Собрания, руководство УГИБДД МВД по РД, Управления федеральных автомобильных дорог «Кавказ», СКЖД «Российские железные дороги» и многие другие.
Приступая к обсуждению, Абдулмуслим Абдулмуслимов констатировал, что дорожно-транспортные происшествия на сегодняшний день представляют собой самую частую угрозу для жизни и здоровья человека: «Самое печальное, что основной контингент пострадавших в ДТП достаточно молодые и здоровые люди».
Как сообщил премьер-министр республики, анализ дорожно-транспортной обстановки на территории Дагестана за истекший период 2024 года показал, что уровень аварийности на дорогах практически не изменился.
Так, за 9 месяцев 2024 года произошло 1214 ДТП, что на 0,3 % меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 1251, в результате которых погибло 229 человек, что на 9,8% меньше по сравнению с прошлым годом – 254; ранены – 1751человек, что на 7,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом – 1888.
«Основные факторы, влияющие на частоту дорожно-транспортных происшествий – факторы, связанные с человеком, прежде всего с водителем, и связанные с техническим состоянием транспортных средств или дороги. Причинами высокой аварийности в республике по-прежнему являются игнорирование элементарных требований безопасности и низкая культура поведения участников дорожного движения. Трагедии на дорогах нередко приводят к тяжким последствиям, и для снижения этих последствий, в особенности смертности в ДТП, требуется своевременная и квалифицированная медицинская помощь пострадавшим», — сказал Абдулмуслим Абдулмуслимов.
Объективно осложняет ситуацию, по мнению главы регионального кабинета министров, увеличение количества транспортных средств на дорогах, возросшая интенсивность движения, увеличившаяся плотность населения в городах, особенно в столице республики.
«В связи с этим необходимо повысить готовность медицинских учреждений к приему пострадавших, оперативность работы бригад скорой помощи, а также транспортную доступность специальных служб к месту аварии.
В целях снижения количества ДТП и повышения безопасности движения на железнодорожных переездах республики необходимо продолжать профилактическую работу во взаимодействии с администрациями муниципальных образований, а также с Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по РД.
Важным направлением обеспечения безопасности дорожного движения является повышение качества организации пассажирских перевозок, развитие и обслуживание общественного транспорта в соответствии со стандартами безопасности, а также подготовка водителей», — перечислил перечень мер, которые необходимо предпринять в республике и обозначил основные приоритеты Абдулмуслим Абдулмуслимов.
Подобно о состоянии аварийности в Республике Дагестан за 9 месяцев 2024 года доложил начальник Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по РД Александр Шалагин.
Перед тем как приступить к докладу, Александр Шалагин отметил, что несмотря на принятые меры и проводимые отдельные мероприятия в рамках реализации регионального проекта, где дополнительно из бюджета было выделено 92,3 млн рублей, существующее положение с аварийностью на дорогах Дагестана характеризуется как сложное.
Как сообщил докладчик, согласно статистике, Дагестан занимает 11-е место среди субъектов России по количеству погибших при дорожно-транспортных происшествиях. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечено незначительное снижение показателей аварийности, в том числе по количеству ДТП, числу погибших и раненых.
Наиболее сложная ситуация, по словам Шалагина, сохраняется на федеральных автодорогах, проходящих через административные территории городов и районов, где зарегистрировано 37% всех ДТП в республике и 48% от общего числа погибших. Так, в 449 ДТП погибли 111 и ранены 720 человек.
«Этому есть также свое объяснение, наибольшее число происшествий на ФАД совершено на участках производства ремонтных работ, а значит собственнику дорог Упрдор «Кавказ» следует более тщательно изучить схемы организации движения, ужесточить требования при их разработке. Вместе с тем, в настоящий момент приостановлены работы на 4-х участках ФАД «Кавказ», общей протяженностью 28.5 км, которые не способствуют улучшению ситуации. Считаю, что увеличение числа полос и разделение встречных потоков сегодня является наиболее приоритетной задачей, к чему мы должны стремиться. Это же касается и региональной сети автомобильных дорог, где на отдельных участках уже давно усматривается необходимость увеличения числа полос движения», — обратил внимание главный госинспектор.
Он также сообщил, что рост всех показателей аварийности допущен на территориях города Буйнакск, в Левашинском, Казбековском и Ногайском районах. «В этой связи прошу глав указанных муниципальных органов обратить особое внимание на статистику, и не теряя времени уже сегодня начинать работу по принятию адекватных мер воздействия, с учетом ваших полномочий», — сказал Шалагин.
Кроме того, было отмечено, что основными жертвами смертельных ДТП стало наиболее трудоспособное население республики, граждане в возрасте от 20 до 50 лет, всего их погибло 126 человек (или 55%). Одновременно с этим, на уровне прошлого года сохраняется и детская смертность, в результате 169 ДТП погибли 19 и ранены 190 детей в возрасте не более 16 лет.
«Первоосновой детского дорожно-транспортного травматизма, наряду с нарушениями ПДД водителями, по праву можно считать и беспечность родителей, которые пренебрегали правилами безопасности при перевозке детей на транспорте, оставляли их без присмотра на проезжей части, а в отдельных случаях даже передавали управление транспортными средствами, в результате которых сами и другие дети становились невольными жертвами. 12 детей из 19 погибли будучи пассажирами транспортных средств, 5 стали жертвами наездов, что свидетельствует только о вине водителей, а еще 2 – это дети-велосипедисты. В 20-ти случаях из 21 наезда на детей, совершенных в темное время суток, у пострадавших не имелись светоотражающие элементы на одежде, в них погибли 2 и ранены 18 детей. Не исключено, что в случае наличия тех самых светвозвращателей, водители смогли бы предотвратить опасные последствия», — особо отметил Шалагин.
Не менее важной проблемой, которая требует отдельного внимания, Шалагин назвал вопрос организации перевозок детей «школьными» автобусами, он обратил внимание на организацию в целом, групповых перевозок детей на автотранспорте.
«Не в полном объеме соблюдены требования по лицензированию пассажирских перевозок. Факты отсутствия лицензий выявлены в образовательных учреждениях г. Даг. Огни и Ногайского района»,- рассказал Шалагин.
Отдельно Александр Шалагин обратил внимание на важность профилактической работы родителей с детьми по предупреждению ДТП, и в целом на повышение ответственности со стороны взрослого населения в отношении допуска несовершеннолетних к автомобилям.
«Считаю, что отсутствие профилактической работы со взрослыми, в том числе и родительскими коллективами, привело к ситуации, когда родители абсолютно не думая о последствиях передавали управление транспортом своему чаду. И это не только сфера деятельности Госавтоинспекции. Кроме того, из-за беспечности родителей допущено 21 ДТП с участием детей-водителей, в которых погибли 3 и ранен 31 человек. Из 46 случаев ДТП на мототранспорте, 4 — допущены несовершеннолетними», -сказал он.
Далее Александр Шалагин привел ряд недавних случаев, когда ДТП произошли по вине несовершеннолетних (на территории Буйнакского района — 17-летний житель; на территории Хасавюртовского района — 17-ти летний водитель и др.).
В числе резонансных начальник УГИБДД МВД по РД привел случай, произошедший 2 октября на федеральной дороге «Кавказ», в районе г.Дагестанские Огни.
«Патрульным нарядом ДПС был замечен автомобиль КИА РИО, без регистрационных знаков, который не реагировал на сигналы инспекторов об остановке. Нарушитель успел проехать от города Дагестанские Огни до города Дербента и обратно, а затем еще по прилегающим территориям к ФАД. Каково же было удивление сотрудников, когда за рулем иномарки оказался 9-летний школьник, житель города Дербент! Согласно объяснениям 9-летнего водителя, он неоднократно, пользуясь отсутствуем контроля со стороны родителей, забирал ключи от автомобиля и после полуночи выезжал на федеральную дорогу кататься. В эту ночь он сделал проезд от Дербента до с.Джимикент, а чтоб не засекли комплексы видеофиксации, заранее снимал госрегистрационные знаки.
Госавтоинспекция ежедневно выявляет факты управления транспортом без госрегистрационных знаков, без водительских прав, либо лишенных этого права, однако для пресечения таких случаев с детьми профилактическая работа должна быть налажена в семье и в школе. Самый лучший способ воспитания ребенка – это личный пример взрослых. Однако этот принцип не всегда соблюдается взрослыми, даже работниками сферы образования. Поэтому, считаю, что министерству образования и науки республики необходимо организовать целевые мероприятия не только с учащимися, но и со взрослыми, с педагогами», — сказал он.
Заслушав информацию начальника УГИБДД, Абдулмуслим Абдулмуслимов поинтересовался у глав муниципальных образований, какая работа проводится на местах для стабилизации ситуации на дорогах. В режиме ВКС ответственные отчитались премьеру о проводимой работе.
Затем с информацией о ситуации с аварийностью на железнодорожных переездах республики и мерах по стабилизации ее показателей выступил заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) Захар Адамов.
Согласно его информации, на Махачкалинском территориальном управлении железной дороги эксплуатируется 92 железнодорожных переезда, в том числе 74 регулируемых переездов, 6 переездов обслуживаются дежурными работниками, из них оборудованы устройствами заграждения 5 переездов, уложен резинокордовый настил на 36 переездах и 5 переездов оборудовано системами фото-видео-фиксации. В Республике Дагестан средствами автоматической фиксации правонарушений в виде комплексов типа «ОРЛАН-2.0» оборудовано 5 железнодорожных переездов.
За прошедший период 2024 года количество столкновений автотранспортных средств с подвижным составом на железнодорожных переездах снижено по сравнению с уровнем 2023 года на 66,7%. С начала года допущено 3 столкновения железнодорожного подвижного состава с автотранспортом (9 ДТП в 2023 году), в том числе 1 – с пассажирскими поездами. Из 3 допущенных в 2024 году случаев столкновений на переездах все допущены с легковыми автомобилями. Все ДТП допущены по вине водителей автотранспортных средств.
«В целях снижения ДТП и повышения безопасности движения на железнодорожных переездах в Махачкалинском регионе регулярно проводится профилактическая работа, направленная на стабилизацию положения с безопасностью на железнодорожных переездах. В ходе проведения мероприятий месячника «Внимание, переезд!» согласно разработанного графика осмотрено 77 переездов, в т.ч. 6 с дежурным работником. В ходе осмотров выявлено 75 замечаний, в том числе по Махачкалинской дистанции пути – 39 замечаний, Кизлярской дистанции пути – 36 замечаний. Проведено совместных рейдов с ГИБДД на 14 железнодорожных переездах, посещено 3 автопредприятия», — рассказал Адамов.
Отдельной критике на совещании была подвергнута ситуация с переездом в районе поселка Тюбе. По данным начальника железной дороги, ремонтные работы на участке в соответствии с данным Председателем Правительства РД поручением проведены. Участники совещания подчеркнули, что несмотря на проведенные работы, на указанном участке по-прежнему образовываются пробки.
Абдулмуслим Абдулмуслимов потребовал от ответственных лиц сформировать предложения по разгрузке данного транспортного участка, в том числе проработать возможности изменения маршрутов и разрешенных поворотов, а также учесть данный участок приоритетным при начале работ по строительству дороги в обход Махачкалы.
О проводимой в 2024 году работе по совершенствованию организации пассажирских перевозок также доложил курирующий транспортную отрасль вице-премьер Ризван Газимагомедов.
Он проинформировал, что маршрутная сеть Республики Дагестан состоит из 615 маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом, в том числе 92 межрегиональных, 383 межмуниципальных и 140 муниципальных маршрутов. Общее количество задействованного в пассажирских перевозках транспорта по муниципальным и межмуниципальным маршрутам составляет порядка 3,3 тыс. единиц автобусов малого, среднего, большого класса и троллейбусов. Обслуживание по муниципальным маршрутам осуществляют 19 перевозчиков, по межмуниципальным 82 перевозчика и по межрегиональным 48 перевозчиков.
«Значительная часть парка транспортных средств, используемых сегодня для перевозки пассажиров по муниципальным и межмуниципальным маршрутам, нуждается в обновлении. Характерным недостатком транспортной сети магистральных перевозок при недостаточной пропускной способности наших городов является недостаточное развитие транспортной инфраструктуры», — сказал вице-премьер.
По информации Ризвана Газимагомедова, в рамках инвестпроекта «Приобретение подвижного состава наземного общественного транспорта для последующей передачи в лизинг» приобретено 47 автобусов большого класса и с января 2024 года запущены в эксплуатацию для обслуживания трех магистральных маршрутов г. Махачкалы (№№ 64, 65 и 44а). В 2023 году перевозчиками
г. Махачкала (ООО «Астория» и ООО «СТС») доставлены в республику 142 единиц автобусов малого и среднего класса.
Обновляемый подвижной состав оснащается аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, камерами видеонаблюдения салонов и системами безналичной оплаты проезда, что позволяет повысить качество обслуживания пассажиров, а также предоставляет возможность отслеживать местонахождение транспортных средств в режиме реального времени.
«Данные показатели являются критериями достижения «цифровой зрелости» отрасли «Общественный транспорт», которая, в свою очередь, влияет на оценку эффективности деятельности глав регионов Российской Федерации. В настоящее время количество транспортных средств, оборудованных системами безналичной оплаты проезда, увеличилось более чем в 11 раз по сравнению с 2021 годом, количество автобусов, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС – в 19 раз, а оборудованных камерами видеонаблюдения увеличилось с 0 до 1285 единиц по состоянию на сентябрь 2024 года», — рассказал вице-премьер.
Помимо этого, отметил зампред Правительства РД, в целях обновления парка общественного транспорта в г. Махачкала в 2024 году сформирована заявка на участие Республики Дагестан в инвестпроекте «Приобретение подвижного состава наземного общественного транспорта для последующей передачи в лизинг.
«Соответствующая заявка уже направлена в адрес Минтранса России. В рамках этого проекта запланировано приобретение 61 единиц общественного транспорта из них 17 автобусов большого класса и 44 – среднего, в том числе использующих природный газ в качестве моторного топлива. Приобретаемый подвижной состав планируется задействовать в обслуживании 7 муниципальных маршрутов г. Махачкалы.
В рамках заседания также выступил замминистра здравоохранения РД Патхула Магомедов, доложивший об оказании своевременной и квалифицированной медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
По завершению совещания дан ряд протокольных поручений по всем озвученным проблемным направлениям.