Профессор ДГУ рассказал о проблемах преподавания дагестанских языков

В Магарамкентском районе состоялся семинар по актуальным вопросам изучения родного языка и литературы в школах республики. Об этом сообщили в пресс-службе Даггосуниверситета.

Организаторами семинара, прошедшего на базе Ярагказмалярской СОШ имени М. Ярагского, выступили ДГУ и Дагестанский институт развития образования.

«Каждый народ являет собой неповторимую культуру, историю, традиции, образ жизни, но главным его богатством является язык. Сберечь его для будущих поколений – сегодня очень важная и неимоверно трудная задача, потому сохранению и популяризации родных языков в Дагестане уделяется большое внимание», – говорится в сообщении. 

Флагманом в работе по развитию и популяризации языков народов РД является Дагестанский государственный университет, на филологическом факультете которого готовят специалистов по родным языкам и литературам. Преподаватели и студенты вуза активно работают не только на факультете: множество практик, образовательных выездов, семинаров, открытых лекций, встреч и других мероприятий позволяют филологам ДГУ развиваться всесторонне и делиться своим опытом с другими.

«Определенная работа по повышению статуса родных языков, усилению интереса молодежи к родным языкам, повышению качества их знаний проводится в высших учебных заведениях республики. Победители и призеры республиканских олимпиад по родным языкам и литературам, без дополнительных экзаменов принимаются на русско-дагестанское отделение филологического факультета ДГУ (при наличии ЕГЭ по русскому языку и литературе), а решением Ученого совета вуза студентам этого отделения выплачивается дополнительная стипендия. В ДГУ созданы все условия для изучения и подготовки специалистов по 11 языкам народов Дагестана», – рассказал профессор ДГУ Муса Багомедов на семинаре.

В своем докладе «Родной язык в системе школьного образования полиэтнического региона» он отметил, что для изучения родного языка необходимо создать комфортные условия: определить надежное и достойное место среди других дисциплин, заручиться поддержкой администрации школ, получить предметные кабинеты и необходимую учебно-методическую литературу, проводить разъяснительную работу с общественностью и тесно сотрудничать со СМИ.

«Язык существует до тех пор, пока выполняет какие-то определенные функции. Иногда мы не задумываясь лишаем наши языки этих функций: например, в ряде школ учителям родного языка не разрешают составлять календарно-тематические планы, рабочие программы и заполнять журнал по дисциплинам “Родной язык” и “Родная литература” на национальном языке. Обучение на родном языке в начальной школе сегодня сведено на нет, так как переводные учебники по математике и окружающему миру уже не издаются.

«На наш взгляд, вся проводимая в республике работа всеми заинтересованными лицами и организациями должна служить одной цели – сохранению, развитию и изучению на должном уровне всех языков и литератур народов Дагестана», – подытожил ученый.

В ходе семинара языковедами был внесен ряд предложений по решению возникших проблем в изучении родных языков и литературы, в числе которых издание учебников, методической и художественной литературы, наглядных пособий для начальных классов; перевод на языки народов РД фильмов, мультфильмов и спектаклей; увеличение эфира национального вещания.