Сегодня, 30 июня, Глава Республики Дагестан Сергей Меликов выступил на итоговой тринадцатой сессии Народного Собрания Республики Дагестан седьмого созыва.
Петербургский международный экономический форум. Итоги
В начале своего выступления глава Дагестана проинформировал об итогах участия республики в прошедшем Петербургском экономическом форуме. Его значимость и масштабность признаны не только всеми участниками форума, но и ведущими мировыми экспертами, включая представителей так называемых недружественных стран, а также бизнес-сообществом в целом.
«Форум для Дагестана стал достаточно плодотворным. На нем впервые был представлен стенд Дагестана. Он помог продемонстрировать главные направления, по которым сегодня развивается республика, причем развивается достаточно динамично. Это позволило не только рекламировать наши проекты, но и принять предложения от потенциальных партнеров. Республика представила и другие площадки, где была выставлена производимая в регионе продукция – она, безусловно, может стать основой импортозамещения по ряду направлений. Площадки заинтересовали многих участников форума. Мы хорошо поработали с коллегами из Новгородской, Тульской, Ростовской областей, Северной Осетии, с которыми республику связывает сотрудничество по ряду вопросов. Дагестан сегодня становится доступным и востребованным для других регионов, причем не только в сфере туризма, но и по другим отраслям. Закрепили дружбу с республиками Калмыкия и Коми. С соседями будем развивать возможности в сфере развития овцеводства и борьбы с опустыниванием, а с северным регионом – работать над организацией детского отдыха и оздоровления», — подчеркнул Сергей Меликов.
Руководитель республики рассказал, что на площадках форума были заключены соглашения и достигнуты договоренности по различным направлениям и вопросам экономического развития республики с такими ключевыми игроками как «Газпром», «РЖД», Российский экологический оператор, ВТБ, Сбербанк, Роскачество, компания «Инвест», «Вымпелком», Российская академия наук. В основу этой работы заложен принцип открытости Дагестана для инвестиций и инновационных ярких проектов.
В качестве примера глава Дагестана привел соглашение, подписанное с Российским экологическим оператором. Оно привлечет в республику более 10 млрд рублей на строительство объектов новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Это три мусоросортировочных комплекса и три объекта размещения отходов (Махачкала, Хасавюрт, Дербент), а также 36 перегрузочных станций. Все это призвано решить самую злободневную проблему региона – проблему очистки от мусора.
Сергей Меликов отметил, что традиционно, главным событием Форума стало выступление Президента Российской Федерации Владимира Путина. В своем докладе он четко обозначил, что Россия не пойдёт по пути самоизоляции, а будет расширять взаимодействие с теми, кто хочет работать с нашей страной.
Президент обозначил ключевые принципы, на основе которых будет развиваться страна и ее экономика, а также дал ряд поручений экономического и социального характера. Основными принципами долгосрочного развития страны им были определены открытость; опора на предпринимательские свободы с одновременной государственной поддержкой бизнеса; ответственная и сбалансированная макроэкономическая политика, которая и позволила выдержать стране и бизнесу беспрецедентное санкционное давление; социальная справедливость; опережающее развитие инфраструктуры, модернизация жилищно-коммунального хозяйства, комплексное обустройство и развитие сельских территорий.
Кроме того, для развития промышленных кластеров, достижения технологического суверенитета страны и выстраивания всех сфер жизни на качественно новом технологическом уровне Верховным главнокомандующим дано поручение Правительству России определить ключевые параметры нового режима работы. В этой части Президент определил важные позиции данной работы. Это финансирование, обеспечение доступа к долгосрочным кредитным ресурсам; создание режима необременительного налогового мониторинга, упрощённое администрирование; создание механизма гарантированного долгосрочного спроса на новую инновационную продукцию.
Данные параметры работы должны заработать уже с 1 января 2023 года.
Сергей Меликов прокомментировал в этой связи: «Для Дагестана все эти поручения важны без исключения. Они должны быть проработаны на уровне Правительства и наших министерств и, конечно, безусловно реализованы.
В этом контексте развитие и расширение транспортного коридора «Север-Юг», который пролегает через Дагестан и связывает Россию с дружественными странами, становится актуальным. Нами уже была инициирована реализация прорывного проекта по развитию транспортно-логистического потенциала республики. И это для нас является приоритетом».
Глава региона напомнил, что на форуме много говорили о развитии туризма, в том числе и внутреннего. Значимость данного направления отметил и Президент нашей страны. По словам Сергея Меликова, для республики сегодня это одна из наиболее динамично развивающихся сфер экономики: Дагестан с его прекрасными видами внесёт немалый вклад в развитие туризма. Так, в текущем году туристический поток в Дагестан ожидается на уровне 1,5 млн человек, который в последующем будет только нарастать. И на форуме было озвучено, что планирует сделать республика для развития этого направления.
«Да, мир уже не будет прежним, поэтому перед нами стоит стратегическая задача определить свое достойное место в складывающемся новом миропорядке. Я повторю слова главы нашего государства: «Мы – сильные люди и справимся с любой задачей». Я всегда говорил и повторю еще раз. Наша республика имеет неоспоримые потенциальные преимущества во всех показателях – географических, природно-климатических, трудовых ресурсах, научно-производственной сфере. Но они были недооценены, республика была излишне скромна в своем позиционировании. Поэтому и была поставлена задача вести агрессивную политику по продвижению республики на Петербургском экономическом форуме. Мы пригласили много гостей, провели десятки и сотни встреч, представили все возможности для ознакомления с республикой.
Хочу еще раз отметить, что Петербургский экономическом форум – это очень важное мероприятие, которое дает большой стимул для развития экономики как всей страны, так и регионов. Проведение такого масштабного мероприятия является демонстрацией недопущения изоляции экономики и политики нашего государства», — подчеркнул руководитель.
Закон о бюджете
Сергей Меликов отметил, что сегодня заканчивается сессионный период первого года работы Народного Собрания Республики Дагестан в новом составе. За это время было проведено более 13 сессий, избран Глава Республики Дагестан, принят бюджет на три года, заслушан отчет Главы Республики Дагестан о деятельности Правительства, рассмотрены 84 законопроекта, приняты 46 законов, 34 постановления Народного Собрания, направленные на поддержку предпринимателей республики и граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
«Безусловно, среди всех принятых законов наибольший интерес для экономики и граждан представляет закон о бюджете, так как это источник финансирования мероприятий по созданию социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры для дагестанцев. Исходя из этого, мною была поставлена задача перед Правительством обеспечить подход к формированию бюджета одновременно как финансового плана – программы деятельности органов исполнительной власти и как проекта закона, вносимого на рассмотрение Народного Собрания. Он был сформирован Правительством совместно с депутатским корпусом. До принятия бюджет прошел публичные слушания, были учтены рекомендации Народного Собрания, отражены основные насущные проблемы с учетом наших возможностей. Бюджет был поддержан практически всеми участниками бюджетного процесса.
Особенно хочу отметить, что в прошедшем году обеспечено своевременное и в полном объеме финансирование всех предусмотренных законом расходных обязательств. Приоритетными направлениями были определены здравоохранение, поддержка бизнеса и населения в рамках мер по нивелированию последствий пандемии коронавируса.
Вместе с тем, в условиях максимально благоприятного режима бюджетного финансирования совершенно парадоксальным является факт наличия значительных сумм остатков нераспределенных и, соответственно, неосвоенных бюджетных средств. И такая ситуация, к сожалению, стала в последние годы системной. Так, на конец года значились остатки неиспользованных бюджетных средств на счетах республиканских министерств и ведомств, главных распорядителей бюджетных средств, муниципальных районов и городских округов», — сказал Глава РД.
Было отмечено, что в результате, неосвоенные остатки федеральных целевых бюджетных средств в полном объеме были возвращены в текущем году в федеральный бюджет. Для возврата их в республику на заявленные цели потребовалось проведение дополнительной работы по обоснованию необходимости в них. И это в условиях, когда с таким трудом достигаются решения об увеличении республике финансовой помощи из федерального бюджета. Из-за таких остатков становится проблематичным защитить новые субсидии в необходимых объемах, так как первый контраргумент федеральных ведомств – неосвоение уже полученных средств.
По словам руководителя региона, одна из причин срыва своевременного освоения средств – это безосновательное затягивание кампании по размещению заказов и заключению контрактов, особенно на строительство объектов. Помимо того, что республика не получила готовые школы, детские сады, больницы, а также объекты инженерной инфраструктуры, в которых так остро нуждается население, это еще и непоступившие налоги в бюджет республики и местные бюджеты муниципальных образований.
«Эту системную проблему можно и нужно искоренить персональной ответственностью руководителей органов исполнительной власти республики и муниципальных образований за своевременное и в полном объеме освоение бюджетных средств независимо от источников финансирования. Уже заменен руководитель Комитета по закупкам, внесены изменения в структуру органов власти республики (ликвидировано Управление по капитальному строительству Правительства республики с передачей этих функций министерству строительства).
Кроме того, по-прежнему, настораживает факт наличия значительных сумм остатков нераспределенных и, соответственно, неосвоенных бюджетных средств.
В конце года, а где-то и не дожидаясь конца года, я сделаю выводы о способности и неспособности конкретного министра руководить вверенным ему участком работы, организовать работу в соответствующей отрасли.
У нас еще есть время, чтобы принять меры и избежать срыв предусмотренных программных мероприятий. Поэтому прошу Правительство взять эти вопросы на особый контроль и ежемесячно информировать меня о состоянии дел и принятых мерах по освоению до конца года запланированных средств, а также вводу объектов социальной и инженерной инфраструктуры», — подчеркнул Сергей Меликов.
Он отметил, что в текущем году немного улучшилась ситуация с контрактацией, и это достигнуто практически в режиме ручного управления. На сегодняшний день органами исполнительной власти республики законтрактовано 77% средств, направляемых на закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Для сравнения за первое полугодие прошлого года заказчиками республиканского уровня было законтрактовано не более 45 % средств.
Вместе с тем, обеспокоенность вызывает крайне низкое освоение средств Республиканской инвестиционной программы. На сегодня профинансировано только 13 % от плана (20,6 млрд рублей), а фактический объем выполненных строительных работ еще меньше. Это напрямую влияет на достижение индикаторов национальных региональных проектов, так как в составе их программных мероприятий предусмотрено строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
На сегодня фактическое освоение бюджетных средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов, составляет чуть более 5 млрд рублей, или 18% от годовых объемов финансирования при нормативе 42% согласно бюджетным правилам (ежемесячно 1/12 от плановых годовых объемов средств).
При этом, из 1100 контрактов, подлежащих заключению в рамках реализации национальных проектов, до сих пор не заключены 230 контрактов. Наиболее низкие показатели по освоению средств сложились по национальным проектам «Здравоохранение» (18,4 %). (166 договоров будут заключен в августе в рамках программы «Земский доктор». Кроме того, низкое освоение объясняется нарушением цепочек поставки оборудования) и «Образование» (5,7%), что напрямую связано с отставанием по строительству школ, детских садов. Было отмечено, что на сегодняшний день организационные мероприятия завершились и ожидается скачок в освоении средств.
Парламентский контроль
Глава Дагестана призвал депутатов НС РД активно включаться в работу по контролю за реализацией крупных проектов: «Несмотря на то, что у нас парламент формируется по партийному принципу, каждый из вас представляет конкретный район или город. Поэтому, я ставил вопрос вовлечения депутатов в работу по мониторингу хода реализации отдельных проектов в рамках парламентского контроля. В этих целях, под руководством Заура Асевовича организовано закрепление проектов за депутатами, которые не только контролируют, но зачастую и помогают в их реализации. Многие из вас выступают в качестве меценатов. Так реализуются проекты по капитальному ремонту школ и детских садов, проекты в рамках местных инициатив, комфортной городской среды, строительству объектов в рамках республиканской инвестиционной программы. Это хорошая практика, я выражаю вам за это благодарность и призываю продолжить данную работу».
Несмотря на имеющиеся проблемы, по словам Сергея Меликова, в текущем году планируется ввести в эксплуатацию 126 социальных объектов (38 школ на 17 тыс. ученических мест, 40 детских садов на 6300 мест, 4 объекта здравоохранения, 2 объекта культуры, 40 объектов спорта). Такое количество объектов за один год вводится в эксплуатацию в Дагестане впервые, и этот показатель один из самых высоких в стране. Чтобы догнать среднероссийские, таких показателей необходимо держаться несколько лет.
Так, в 2021 году в рамках Республиканской инвестиционной программы введено в эксплуатацию 45 объектов – 9 школ на 2,5 тыс. уч. мест, 29 детсадов на 4270 мест, 1 объект культуры на 200 мест, 5 объектов спорта.
Кроме того, будут отремонтированы 193 школы, благоустроены 179 парков, построены 40 улиц протяженностью 27 км, построены и реконструированы дороги регионального и местного значения 72 км, отремонтированы 640 км дорог, 18 мостов протяженностью 600 погонных метров.
«Сегодня уже начался период нового бюджетного планирования, и ваш опыт текущего года по контролю за реализацией проектов и наказов (пожеланий) избирателей, особенно касающихся принятия системных, а не частных решений, будет также востребован при формировании бюджета на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов.
Наша цель при формировании бюджета – обеспечить достижение национальных задач и стратегических целей, поставленных Президентом Российской Федерации в социальной сфере и в экономике.
В связи с этим работа над проектом бюджета на следующий год должна выстраиваться так, чтобы не повторять ошибок при реализации бюджета за прошлый год», — обратился к присутствующим руководитель республики.
Обеление экономики
Сергей Меликов напомнил о принятии закона о снижении налоговых ставок для предпринимателей в рамках поддержки бизнеса в условиях санкционного давления на российскую экономику. Несмотря на снижение ставок по налогам, сбор налогов фактический увеличился. Так, за 5 месяцев текущего года обеспечено поступление в консолидированный бюджет республики налоговых и неналоговых доходов в сумме 20,6 млрд рублей, что на 3,6 млрд рублей, или на 21 % больше аналогичного периода прошлого года.
«Такой рост обеспечен за счет принятых комплексных мер по обелению экономики. Низкие налоговые ставки стимулируют предпринимателей к работе в правовом поле. Предпринимателю выгодно платить небольшие налоги, чем платить коррумпированному работнику определенных структур, становясь при этом соучастником нарушителей закона.
Вместе с тем, должен заметить, что доля теневого сектора экономики республики все еще высока, прежде всего в сфере трудовых отношений. В порядке вещей является найм работников без оформления трудовых отношений, тем самым лишая возможности наших граждан пользоваться мерами социальной поддержки в виде больничных, отпускных, и, самое главное, пенсионного обеспечения», — подчеркнул глава региона.
В этой связи он обозначил ключевой задачей Правительства, контрольно-надзорных органов и уполномоченного по защите прав предпринимателей выработку и реализацию системы мер, программ и проектов по противодействию теневой экономике. Для этого следует более активно использовать возможности цифровых инструментов. Результатом такой работы должно стать убеждение предпринимателей, что выход из тени для них не наказание, а благо.
«Несмотря на положительную динамику последних лет по росту собственных налоговых и неналоговых доходов, достигнутые темпы нас не могут устраивать. Если мы хотим синхронно развиваться со всей страной, добиться экономической и финансовой самостоятельности, должны быть в первую очередь приняты меры по увеличению собираемости налоговых платежей. Для этого в республике имеется значительный потенциал, в том числе за счет легализации теневой экономики и теневых трудовых отношений. А это, в свою очередь, позволит решить многие социальные и экономические проблемы республики.
Следует обратить внимание на существенные диспропорции в уровне социально-экономического развития муниципальных образований, особенно обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры. К сожалению, здесь имеет место и некачественное, а порой и субъективное планирование бюджетных расходов», — резюмировал руководитель.
Бюджетное планирование
Сергей Меликов отметил, что сегодня Дагестан стал привлекательным для инвестиций регионом. Для улучшения этих характеристик многое уже сделано – и по ослаблению влияния на экономику и бизнес последствий пандемии, и ограничительных санкций со стороны недружественных стран. Тем не менее надо продолжить намеченную нами работу по повышению инвестиционной привлекательности республики, созданию благоприятной инвестиционной и предпринимательской среды, в том числе через реализацию «прорывных» для республики проектов. Эти подходы следует конкретизировать в параметрах республиканского бюджета на 2023 и последующие годы, сделать их не точечными и разовыми, а комплексными, поступательными и динамичными.
В текущем году на строительство, ремонт и реконструкцию дорог к объектам и местам туристической привлекательности направляется 1,8 млрд рублей. То есть, если туризм определяется приоритетом, это должно вылиться в принятие определённых бюджетных решений, а не только в слова.
«Хотелось бы обратить внимание на совершенствование (реформирование) существующей системы межбюджетных трансфертов. Действующая методика распределения дотаций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов республики, принятая в начальный период становления межбюджетных отношений (в 2005 году), на сегодняшний день устарела, так как изменились условия бюджетирования, расходные обязательства органов местного самоуправления по реализации закрепленных законодательством местных полномочий, а также социально-экономическое положение самих муниципальных территорий.
Указанное диктует необходимость совершенствования подходов к выравниванию муниципальных бюджетов по уровню бюджетной обеспеченности и соответственно разработки более эффективного механизма расчета и распределения межбюджетных трансфертов», — заявил Глава РД.
По его словам, в сегодняшних сложных условиях многократно возрастает ответственность за выбор наиболее эффективных способов осуществления государственных расходов, учет не только краткосрочных, но и долгосрочных последствий принимаемых решений: «Нужно взвешенно и осторожно подходить к увеличению и принятию новых расходных обязательств. Должен быть сформирован четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений. Новые бюджетные программы и законодательные инициативы должны приниматься только при наличии твердой уверенности в возможности их финансового обеспечения».
Было отмечено, что Федеральные органы государственной власти уже приступили к формированию проектировок федерального бюджета на 2023 год и на плановый период. Уже вырисовываются его параметры, определены состав и структура государственных программ. Сергея Меликов подчеркнул необходимость организации участия республики в максимальном количестве федеральных государственных ведомственных программ. Участие и представленность республики в федеральных программах и проектах должны стать критерием оценки деятельности руководителя органа исполнительной власти.
Стратегия социально-экономического развития республики
Глава Дагестана отметил, что в настоящее время страна переживает сложный период с трудно прогнозируемыми результатами и последствиями, что требует консолидации всех государственных служб, представительств гражданского сообщества по обеспечению политической, социальной и экономической стабильности как в стране, так и в самой республике.
«В этих условиях особенно подтверждается необходимость наличия стратегии и стратегического видения социального и экономического развития республики на определенный обозримый период. Когда денег много, можно особо не задумываться, а когда их недостаточно, нужно четко понимать, где находятся точки роста, на которые надо делать ставку.
Сегодня мы с вами наблюдаем геополитические изменения, масштабность и динамика которых, без преувеличения, завораживают, они буквально врываются в наш привычный и относительно стабильный мир. Но чтобы не просто наблюдать, а быть успешным в новом мире, как говорят, быть в тренде, нам всем тоже придется меняться. Правило простое: меняйся или проиграешь!
В условиях воздействия на экономику страны значительного количества негативных факторов, связанных с санкционным давлением со стороны «недружественных государств», настало время для принятия мер, отвечающих современным вызовам. При этом, принципиально важно проанализировать возможные точки роста для экономики республики.
Исходя из этих позиций Правительством республики в целях выработки основных приоритетных направлений развития Дагестана и был разработан проект Стратегии социально-экономического развития республики на период до 2030 года», — отметил Сергей Меликов.
В числе стратегических направлений определены развитие человеческого потенциала, повышение качества и доступности инфраструктуры, устойчивое пространственное и экологическое развитие, развитие экономики и предпринимательства и многое другое.
В соответствии с действующим законодательством проект Стратегии прошел процедуру общественного обсуждения, доработан с учетом замечаний и предложений республиканских ведомств, общественных организаций и научного сообщества.
Проект Стратегии согласован с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Минэкономразвития России. В конце марта от них получено сводное заключение по проекту.
Отмечается, что реализация стратегии предусматривает три этапа: подготовительный этап (формирование самой стратегии, определение ее приоритетов, организационно-экономического механизма и ресурсов реализации, а также их согласование с заинтересованными сторонами и исполнителями. Этот этап фактически уже реализуется и завершится по итогам одобрения Народным Собранием Республики Дагестан), I этап – 2022-2024гг. (краткосрочный, заключается в создании базовых условий устойчивого социально-экономического развития республики, предполагает активную реализацию инфраструктурных проектов), II этап – 2025-2030гг. (среднесрочный, запуск модели роста и общей эффективности качественного развития, наращивание мультипликативных эффектов от реализации национальных проектов, инвестиционных вложений в развитие инфраструктуры).
Основными инструментами достижения целей и приоритетных направлений Стратегии определены участие в реализации государственных федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов развития Республики Дагестан.
Глава Дагестана обратился к парламентариям: «Сегодня Вам предстоит рассмотреть проект Стратегии в первом чтении. Документ очень объемный и до сентябрьской сессии, то есть ко второму чтению надеюсь все депутаты изучат его внимательно и представят при необходимости поправки. Принятие на сентябрьской сессии в окончательном чтении объективная необходимость: начался бюджетный процесс на 2023 год и плановый период 24 и 25 годов, учесть финансирование мероприятий Стратегии в бюджете, своевременно надо скорректировать соответствии с приоритетами Стратегии действующие государственные программы республики (как уже было отмечено, они являются основными инструментами реализации Стратегии).
Многие из вас также принимали непосредственное участие при обсуждении основных направлений и разделов проекта Стратегии-2030, вносили свои предложения по развитию отдельных отраслей экономики и социальной сферы.
Выражаю вам благодарность за активную совместную работу. Уверен, что такое же активное участие вы примите и в процессе рассмотрения и утверждения проекта Стратегии-2030 уже в качестве закона Республики Дагестан, а также в ходе дальнейшей ее реализации».
Модель экономического развития Дагестана
Сергей Меликов сообщил, что одновременно с проработкой Стратегии совместно с Минэкономразвития России разработана модель экономического развития Республики Дагестан. Она направлена на устранение дисбаланса рынка труда, снижение уровня безработицы, ликвидацию отставания темпов создания рабочих мест от темпов демографического роста трудовых ресурсов через реализацию инвестиционных проектов.
Моделью определены пять прорывных проектов по развитию каспийского туристического кластера, плодоовощного кластера, обувной промышленности, стекольного промышленного кластера и развитию транспортно-логистической инфраструктуры республики.
Ключевыми проектами глава республики назвал второй этап реконструкции аэропорта «Махачкала», а именно строительство новой взлетно-посадочной полосы, способной принять тяжелые самолеты; расширение федеральной дороги «Кавказ» на всем протяжении по территории республики со строительством объездов городов Хасавюрта, Дербента, Махачкалы; а также развитие Махачкалинского морского порта: «Хочу подчеркнуть, что изменившиеся транспортные и логистические связи России с зарубежными странами и выход транспортного коридора «Север-Юг» на передовые позиции дают нам уверенность, что данный проект реально станет прорывным проектом.
В рамках этого же проекта предлагается строительство двух оптово-логистических центров с размещением производств по переработке, предпродажной подготовке и фасовке транспортируемых грузов и товаров на юге республики в Дербентском районе и на севере республики в Новолакском районе».
Решение вопросов коммунального хозяйства
В своем выступлении Сергей Меликов подчеркнул, что с первого дня своей деятельности на посту главы региона приоритетными для себя задачами определил создание нормальных условий проживания дагестанцев; обеспечение их качественной питьевой водой; строительство и ремонт дорог; благоустройство улиц, дворов, парков и скверов; обеспечение бесперебойным электро и газоснабжением, в том числе тепличных хозяйств республики. «Хочу отметить, что разработка и реализация Стратегии абсолютно не освобождает нас от текущей работы по созданию условий комфортного жизнеобеспечения дагестанцев. По сути, это и есть наша Стратегия – создать нормальные условия жизни каждому дагестанцу», — подчеркнул руководитель.
Он напомнил, что в последние годы Дагестан столкнулся с проблемой электроснабжения, что связано с крайней изношенностью электросетей. В этой связи Правительством республики совместно с ПАО «Россети» разработан проект программы повышения надежности электросетевого комплекса на период до 2025 года стоимостью 7,6 млрд рублей. В текущем году в рамках указанной программы предусмотрено проведение работ на подстанциях и воздушных линиях комплекса на сумму почти 2 млрд рублей. На сегодняшний день проводятся работы по реконструкции центров питания с заменой перегруженных силовых трансформаторов.
Одновременно совместно с ПАО «Россети» прорабатывается вопрос выделения на эти цели из федерального бюджета соответствующих субсидий.
В целях обеспечения крупных городов республики – Махачкалы, Каспийска, Избербаша, Дербента, Буйнакска – качественным водоснабжением предусмотрена реализация мероприятий по проектированию и строительству магистральных водоводов за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита (Чиркей–Махачкала–Каспийск, Кайтаг – Дербент, Чиркей – Буйнакск, Каспийск-Избербаш). Ввод в эксплуатацию указанных водоводов позволит снять существующую проблему почасовой подачи воды в этих городах.
Земли отгонного животноводства
В вопросах динамичного и устойчивого социально-экономического развития республики, по словам ее руководителя, серьезным сдерживающим фактором является земельный вопрос. Более 80 тысяч дагестанцев не имеют возможности даже прописаться в своем жилье, ими же построенном. Речь идет, в первую очередь, о землях отгонного животноводства. На этих землях за 3 десятка лет образовалось около 200 поселений, на территориях которых построены в том числе с участием государства капитальные домостроения, функционируют 78 школ, 16 дошкольных учреждений, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, библиотеки, магазины, проведена газификация, построены автомобильные дороги и иная инфраструктура.
Однако республиканское законодательство, в том числе закон «О статусе земель отгонного животноводства», недостаточно урегулированный статус данных земель, не позволяет в полной мере реализовать конституционные права граждан, проживающих на этих территориях.
Сегодня общая площадь земель отгонного животноводства в республике составляет более 1,5 миллионов гектаров, или половину всей площади сельхозугодий Дагестана. Наибольшую долю этих земель занимают зимние пастбища, которые находятся в пользовании более 700 хозяйств из 39 районов республики.
В декабре 2021 года Конституционный Суд Республики Дагестан своим решением постановил, что земли отгонного животноводства – это всего лишь вид использования, а категория этих земель определена как земли сельскохозяйственного назначения. Следовательно, при рассмотрении вопросов пользования этими землями необходимо руководствоваться Земельным Кодексом Российской Федерации и законами о земле.
«Отсутствие четкости правового регулирования препятствует стабильности общественно-политической ситуации в сфере использования земель отгонного животноводства, способствует неэффективному их использованию, деградации, опустыниванию. Такое положение дел отрицательно влияет на сохранение стабильности на территории всей республики, создает почву для политизации проблемы и использованию ее определенными группами в своих политических целях. Считаю, что к решению накопившихся проблем в сфере отгонного животноводства следует подходить комплексно, в строгом соответствии с федеральным законодательством, исходя из сложившейся ситуации и с учетом конституционного права каждого гражданина на свободу передвижения, а также на выбор места пребывания и жительства.
При этом, хочу обратить внимание на то, что многие земли отгонного животноводства расположены вблизи городских агломераций и обладают потенциалом для реализации крупных инвестиционных проектов. В этой связи вопросы использования этих земель потенциально несут признаки высокой коррупциогенности.
Вместе с тем, изменение правового статуса земель сельскохозяйственного назначения в зоне земель отгонного животноводства не должно повлиять на структуру используемых земельных участков в части показателей экономической деятельности от использования этих земель», — подчеркнул Сергей Меликов.
При этом, сегодня остро стоит проблема деградации зимних пастбищ в связи с прогрессированием процессов их опустынивания. На некоторых участках сложилась крайне неблагоприятная ситуация из-за продолжительного отсутствия осадков. Пастбищные угодья общей площадью около 222 тысяч га занесены песком толщиной от 20 см до 1-2 метров.
В тяжелом положении оказались более 120 хозяйств из 23 районов республики. Животноводы вынуждены ежедневно перегонять отары овец на значительные расстояния к имеющимся малочисленным водопойным площадкам, что приводит к вытаптыванию, снижению кормоемкости и усилению процессов деградации пастбищ.
Наряду с данной проблемой более 25 тысяч человек, проживающих в прикутанных хозяйствах в северной зоне отгонного животноводства, не обеспечены нормативным электроснабжением. Имеется потребность в строительстве 600 километров линий электропередач и установке 190 трансформаторных подстанций.
«Многолетняя практика показывает, что вопрос статуса и использования земель отгонного животноводства, удовлетворяющего интересы всех заинтересованных сторон, требует поэтапного решения. При всей сложности проблемы, первые шаги мы уже сделали. Рассматриваются вопросы жизнеобеспечения проживающего на этих территориях граждан, их водо- и энергоснабжения, а также совместно с Калмыкией – проблему опустынивания земель.
Кроме того, Конституционный Суд Республики Дагестан своим решением частично уже определил правовой статус этих земель, а также механизм их использования в соответствии с федеральным и республиканским законодательством. Данная работа будет планомерно продолжена и в дальнейшем.
В этой связи поручаю Правительству, Минсельхозу и Минюсту республики определить комплексный алгоритм действий и правовых решений по урегулированию имеющихся в данном вопросе проблем. Надо разработать дорожную карту, то есть пошаговый план по решению данного вопроса. При необходимости привлечь для консультаций специалистов Минюста России», — отметил Сергей Меликов, подчеркнув, что затягивание решения данного вопроса создает серьезные препятствия для решения социальных задач на территориях вновь образованных поселений, а также для соблюдения федерального законодательства на их территориях.
Принимая во внимание актуальность настоящего вопроса, по поручению Главы РД создана парламентская группа, которая совместно с Правительством будет принимать меры по регулированию законодательства в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения с учетом сложившегося расселения граждан на землях отгонного животноводства и перевода занятых поселениями земель в категорию земель населённых пунктов.
«При этом очень важно, чтобы принимаемые решения, порой пусть не совсем популярные, в первую очередь, отвечали интересам жителей Дагестана», — подчеркнул руководитель региона.
Поправки в Конституцию Дагестана
В рамках своего выступления глава региона прокомментировал поправки в Конституцию Республики Дагестан, которые рассматривались парламентариями в рамках сессии.
Он напомнил, что суть указанных поправок – это приведение Конституции РД в соответствие с Конституцией России после поправок, которые были приняты еще в 2020 году, а также Федеральным законом № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», принятым в декабре 2021 г.
Сергей Меликов высказался и по поводу обеспокоенности некоторых журналистов и общественников в части исключения слов «территориальная целостность»: «Хочу сказать, во-первых, что согласно статье 67 Конституции РФ территориальную целостность и защиту своего суверенитета обеспечивает Российская Федерация. В нашей Конституции есть статья 57, в которой остается без изменения пункт, согласно которому «Территория Республики Дагестан едина, ее границы не могут быть изменены без волеизъявления многонационального народа Республики Дагестан».
Если есть в зале сомневающийся, что я, как глава республики, как генерал-полковник, имеющий за плечами боевой опыт, реализованный в том числе на территории СКФО в не самые легкие времена, и, наконец, как дагестанец не буду защищать территориальную целостность своей родной республики, пусть встанет и скажет мне об этом! Угрозы целостности республики создаёт не ситуация на границах с другими регионами и странами, а позиция отдельных людей внутри республики. Я рекомендую всем этим «экспертам» изучить тему целостности нашей республики. От чего она сегодня зависит: от внешних факторов или от коррупции и щипачества, которые мы на протяжении 30 лет породили внутри республики?»
Глава региона отметил, что поправки должны обсуждаться совместно с депутатами, общественниками, экспертами, должны быть подобраны понятные всем формулировки с тем, чтобы Конституция Дагестана не противоречила федеральной Конституции: «В этом самая главная задача и самая главная гарантия нашей целостности и нашей независимости в составе Российской Федерации».
В части исключения отчета Главы Республики Дагестан в Народном Собрании республики за деятельность Правительства было отмечено, что во многих субъектах губернаторы возглавляют одновременно и Правительство региона, соответственно Федеральным законом № 414-ФЗ предполагался отчет именно руководителя высшего органа исполнительной власти, то есть в случае Республики Дагестан – Председателя Правительства Республики Дагестан.
Кроме того, в конституции есть норма, в соответствии с которой Глава региона обращается к Народному Собранию с ежегодным посланием о положении в республике.
Специальная военная операция
Говоря о ситуации в Украине, глава региона отметил, что идет не только санкционная война, но и идеологическая, направленная на уничтожение Российской государственности, ее экономики и культуры. По его словам, дагестанцы активно участвуют не только в противостоянии этим санкциям, но и в проводимой Российской Федерацией специальной военной операции. Как и во все тяжелые времена для страны, дагестанцы встали на защиту своего Отечества и в составе вооруженных сил России, Войск национальной гвардии, Пограничной службы Российской Федерации, других формирований.
«К глубокому сожалению среди наших ребят есть потери. Мы искренне скорбим по каждому из воинов, которые пали смертью храбрых. Для солдата, который знает, что в ста метрах от него находится огневая точка, подняться в рост и идти атаковать эту огневую точку – это уже подвиг. Он стал героем, нашим, дагестанским героем, продолжателем тех традиций, которые заложили деды и прадеды. Мы будем поддерживать семьи погибших военнослужащих. Для этого были приняты различные меры поддержки на федеральном уровне, на уровне республики, помощь оказывается и местными муниципалитетами.
Дагестанцы не остаются безучастными к тяжелому положению, в котором оказались жители Донбасса и Украины, вынужденные бежать от преступных действий киевского режима. Вы знаете, что Дагестан направил около 2200 тонн гуманитарной помощи для жителей Донбасса, и по объему это лидирующие позиции среди субъектов, хотя Дагестан не самый богатый регион. Исторически наш народ всегда приходил на помощь нуждающимся и по-братски делился всем, что у него есть. Это тоже отличительная дагестанская черта – отдать свое тем, кто находится в более тяжелом положении», — сказал руководитель.
Итоги
В завершение Сергей Меликов подвел итоги своего выступления: «Я высказал позицию по наиболее важным, на мой взгляд, вопросам. И хотя они разные по тематике, тем не менее все они связаны и в совокупности отражают существующие проблемы в социально-экономическом развитии республики.
Это ставит перед нами сложные вызовы и непростые задачи. Их надо решать и решать безотлагательно. Самое главное – это забота о населении, повышение уровня его благосостояния и социальной защищенности, соблюдение конституционных прав граждан. Способы и инструменты достижения этих целей самые разнообразные. И мы должны ими умело воспользоваться.
Практика доказала необходимость участия государства в управлении экономикой. Однако это участие должно проявляться не в форме прямого вмешательства в производственный процесс и жесткого администрирования, а посредством формирования эффективной законодательной системы, повышения качества государственного стратегического планирования. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать. В этой связи успех в значительной степени зависит от нашей готовности к позитивным и эффективным изменениям, к конкретным прорывным действиям.
Необходимо обеспечить такую динамику развития, которая позволит республике уверенно, самостоятельно идти вперёд, успешно решать поставленные фундаментальные задачи по устойчивому развитию как в сфере социальной, так и в сферах экономической и бюджетной политики на ближайший и долгосрочный периоды.
Для достижения общих целей нам всем нужно работать единой командой, брать на себя инициативу и ответственность, вкладывая все свои силы, опыт и знания».