Проект бюджета Республики Дагестан на 2021-2023 годы принят в первом чтении

На «ноябрьской» сессии дагестанского парламента сегодня депутаты проголосовали за принятие в первом чтении проекта закона «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

С основным докладом по законопроекту выступил и.о. министра финансов Дагестана Юнус Саадуев.

Было отмечено, что работа над документом проводилась совместно с главными распорядителями бюджетных средств, с участием главных администраторов доходов, в том числе налоговых органов и структурных подразделений Правительства, а также профильного Комитета Народного Собрания и Счетной палаты республики.

«Главной задачей для всех участников бюджетного процесса является достижение обозначенных Президентом России целей в части безусловного выполнения принятых социальных обязательств. При этом важно сохранить устойчивость и сбалансированность бюджета республики», – пояснил докладчик.

По словам Саадуева, законопроект предусматривает в достаточном объеме финансирование расходных обязательств республики, а также участия в софинансировании из федерального бюджета целевых расходов.   

В качестве исходных данных при прогнозировании поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет принимались макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Дагестана на предстоящие три года, в частности: ВРП в объеме 728,5 млрд рублей, индекс потребительских цен к предыдущему году – 104,2%.

В соответствии с документом, доходы республиканского бюджета на следующий год прогнозируются в объеме 134,1 млрд рублей, по расходам – 137,3 млрд рублей, или с дефицитом в 3,2 млрд рублей. Ко второму чтению, добавил и.о. министра, данные цифры изменятся, так как ожидаются дополнительные межбюджетные трансферты для республики.

Что касается налоговых и неналоговых поступлений, то их объем на будущий год предусмотрен в сумме 37,4 млрд рублей (112,6% к плановым назначениям текущего года). Глава ведомства в этой части пояснил, что практически по всем позициям отмечается рост по сравнению с текущим периодом.

В структуре налоговых и неналоговых доходов наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – около 45%.

Юнус Саадуев далее проинформировал о том, что в целях стимулирования доходной части бюджетов муниципалитетов продолжена практика передача транспортного налога в виде субсидий на финансовое обеспечение дорожной деятельности муниципальных образований, а также сохранение нормативов от налогов на доходы физлиц в бюджеты городов в объеме 22%.

Что касается расходов, то наибольший удельный вес приходится на сферу «Образование» – 30,8%, «Социальная политика» – 26,5%, «Национальная экономика» – 13,2% и т.д.

Так, на увеличение фонда оплаты труда, в том числе и указным категориям работникам, в данном законопроекте дополнительно предусмотрено 3,3 млрд рублей. Кроме того, в бюджете на будущий год предусмотрены средства на обеспечение расходов на питание и медикаменты в учреждениях социальной сферы. Средства заложены также на реализацию государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.

На реализацию Республиканской инвестиционной программы на 2021 год предусмотрено 12,9 млрд рублей, из которых средства федерального бюджета составят 3,4 млрд рублей.

С докладом выступил председатель Комитета НС по бюджету, финансам и налогам Сейфулах Исаков. Он рассказал, что законопроект был представлен на рассмотрение Народного Собрания в установленные законодательством сроки, а его структура и содержание разработаны в соответствии с положением Бюджетного Кодекса РФ и Закона РД «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан». В ходе изучения документа депутатами проделана большая работа, в том числе проведены публичные слушания, по итогам которых приняты соответствующие рекомендации.

«При работе над законопроектом Комитет исходил из того, что в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития и основные направления бюджетной и налоговой политики, а также основные характеристики республиканского бюджета на 2021 год и плановый период», – заметил парламентарий.

Сейфулах Исаков остановился на положительных сторонах документа. Было отмечено, что бюджет на следующий год и плановый период 2022-2023 годов по параметрам, как и в предыдущие годы, социально ориентированный: приоритетными направлениями по-прежнему остаются «Образование», «Здравоохранение», «Социальная политика» и «Национальная экономика», на которые приходится более 84% всех расходов.

Кроме того, законопроектом предусмотрено увеличение в будущем году поступлений налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на 4 млрд рублей. Помимо этого, предусмотрены дополнительные расходы на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, а также учтены индексации всех социальных выплат на 3%. Планируется продолжить реализацию успешно зарекомендовавшей себя в прошлые годы практики ремонтных работ в рамках проекта «100 школ», на эти цели заложено 200 млн рублей. 600 млн рублей дополнительно предусмотрено на укрепление материально-технической базы медицинских организаций и их оснащение современным оборудованием, еще 382 млн рублей – на ремонт сети медучреждений.

Отличительной особенностью проекта бюджета на следующий год, по мнению Исакова, является включение в состав Республиканской инвестиционной программы бюджетных средств, предусмотренных в государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий», а также увеличение РИП за счет республиканской доли на более чем 400 млн рублей.

В ходе выступления председатель Комитета указал и на ряд направлений, требующих проработки ко второму чтению.

Далее было заслушано заключение Счетной палаты по рассматриваемому законопроекту, который представил его председатель Билал Джахбаров. Как отметил докладчик, законопроект в целом соответствует требованиям Бюджетного кодекса. Однако для пополнения доходной части бюджета имеются значительные резервы, в том числе за счет налоговой недоимки, эффективного управления государственным и земельным имуществом. В этой связи предложено дополнительно проанализировать показатели, влияющие на определение оценки значений макроэкономических показателей и внести соответствующие корректировки ко второму чтению.

В целом же, отметил Джахбаров, по результатам финансово-экономической экспертизы проект бюджета признан сбалансированным. «Объем прогнозируемых доходов с учетом имеющихся резервов в полной мере позволит обеспечить финансирование всех планируемых расходов. Проект закона о республиканском бюджете соответствует бюджетному законодательству», – заключил он.

В рамках обсуждения свои мнения по проекту закона высказали вице-спикеры дагестанского парламента – руководители всех трех парламентских фракций.

Так, председатель «КПРФ» Махмуд Махмудов заявил, что в документе упор сделан в целом на финансирование из федерального центра, а не на внутренние резервы. «Бюджет не в полной мере соответствует потребностям республики, поэтому в первом чтении наша фракция не может его поддержать, поэтому будем голосовать против», – заявил Махмудов.

Руководитель «Справедливой России» Камил Давдиев поддержал законопроект. По его мнению, в документе сохранена доходная часть, несмотря на имеющиеся сегодня трудности в целом по стране в связи с распространением коронавирусной инфекции. При этом, подчеркнул парламентарий, в расходной части две трети составляют социальные расходы: заработная плата, образование, здравоохранение, социальные пособия и т.д.

Вместе с тем, он обратил внимание на необходимость уделить большее внимание сфере здравоохранения в условиях борьбы с пандемией: «Приоритетным для нас должно быть здравоохранение, в связи с чем предлагаем создать резерв, так как не знаем, как себя в дальнейшем поведет эпидемия. Если же средства не понадобятся, то весной, при корректировке бюджета, они могут быть перераспределены на иные направления».

Руководитель фракции «Единая Россия» Сайгидахмед Ахмедов также обратил внимание на необходимость поддержки системы здравоохранения в условиях роста пандемии. «Самое главное для нас – безопасность граждан, в связи с чем также считаем, что необходимо выделить больше резервных средств», – предложил он.

Ахмедов рекомендовал также пересмотреть подходы при формировании республиканской инвестиционной программы. При подготовке документа, считает он, необходимо исходить из планирования, так как сегодня имеется значительный отрыв между муниципалитетами по обеспеченности социальными объектами.

Подытожил обсуждение спикер дагестанского парламента Хизри Шихсаидов: «К рассмотрению данного документа мы вернемся еще раз в ближайшее время, потому что будут дополнительные поступления из федерального бюджета, и в доходной части в итоге будет не меньше средств, чем в текущем году.

Сегодня здесь обозначали приоритеты. Конечно же, это здравоохранение, потому что пандемия внесла свои коррективы: нам нужны и лекарства, и кареты скорой помощи, есть и другие проблемы. В этой связи разумно создать резервный фонд, чтобы все эти вопросы оперативно решать».