Дагестанскому композитору Мураду Кажлаеву исполняется 90 лет

Знаменитому дагестанскому композитору, одному из основоположников профессиональной музыки в регионе, лауреату Государственных и международных премий, народному артисту РСФСР и СССР, академику РАЕН Мураду Кажлаеву 15 января исполняется 90 лет.

Личность Мурада Кажлаева занимает особое место в истории дагестанской национальной культуры. Творчество маэстро получило признание как в России, так и за рубежом. До сих пор композитор трудится на ниве музыкальной педагогики, отдавая все силы, глубокие знания и бесценный опыт молодому поколению музыкантов.

Становление Мурада Магомедовича началось в Баку, где сама атмосфера большого многонационального города с самобытными традициями Азербайджана и насыщенной, бурлящей новизной культурной жизнью, не могла не оказать влияния на молодого человека. Учёба в Азербайджанской государственной консерватории под руководством профессора Бориса Зейдмана, дирижёрская стажировка у знаменитого маэстро Ниязи, изучение яркой, красочной стилистики композиторов бакинской школы и творчества выдающихся мастеров советской музыкальной культуры, личное общение с ними, стали крепкой основой, на которой формировался профессионализм Мурада Кажлаева и развивался его талант. Уже первое крупное студенческое сочинение — симфоническая поэма «Памяти 28 героев-панфиловцев» было исполнено в 1953 году в Бакинской филармонии, а в декабре 1954 года — в Москве.

Начинающий автор оказался чрезвычайно восприимчив к выразительности новых музыкальных течений, в 50-е годы покоривших молодое поколение нашей страны. Энергетика джаза, мастерство мировых джазовых исполнителей не могли не захватить молодых музыкантов. И в последствии это увлечение найдет в творчестве композитора свое оригинальное, органичное претворение.

Успешно занимаясь композицией, ещё в годы учебы Мурад Кажлаев был принят в Союз композиторов СССР. Дагестанское отделение этого союза начало работу с 1955 года и наряду с первыми профессиональными дагестанскими композиторами Годфридом Гасановым, Сергеем Агабабовым и Наби Дагировым, юный Мурад Кажлаев вошел в число основателей дагестанской академической музыки.

Начало самостоятельной профессиональной деятельности в Дагестане принесло молодому композитору исключительно важное открытие самобытности дагестанской музыкальной культуры, с которой он отныне и на всю жизнь связал свое имя и творчество. Отсюда началось развитие его собственного авторского стиля, соединившего в единое художественное целое интонации и ритмы горских мелодий, богатство выразительных возможностей академического искусства и джаза, демократичность массовых жанров. Уже в 1959 году Мурад Кажлаев получил первую международную награду – первую премию и золотую медаль за «Концертную лезгинку», представленную на международный конкурс Всемирного молодежного фестиваля в Австрии (Вена).

Первые десятилетия его жизни на родине стали важнейшим периодом обретения творческого опыта, освоения новых жанров и направлений, большой организационной работы, насыщенной концертной деятельности как в самой республике, так и за её пределами.

В Москве началось сотрудничество будущего маэстро с Эстрадно-симфоническим оркестром Центрального телевидения и Всесоюзного радио под руководством Юрия Силантьева и другими   концертными коллективами, ведущими солистами, издательствами и киностудиями. Музыка Мурада Кажлаева зазвучала на всесоюзном радио и телевидении, в программах концертных залов, с грампластинок и кинолент. Произведения дагестанского композитора были высоко оценены известными деятелями отечественного музыкального искусства, и зарубежными коллегами.

В 1966 году сочинение Мурада Кажлаева впервые прозвучало за рубежом, в Праге, где за «Концерт для джаз-оркестра (Африканский)» автор был удостоен высшего государственного приза имени Ярослава Ежека и второй премии международного джазового фестиваля. А вскоре это сочинение было исполнено знаменитым оркестром Дюка Элингтона в США.  

Благодаря творчеству Мурада Кажлаева, его дирижерской, общественной и просветительской деятельности, мир лучше узнал о Дагестане. Известный итальянский композитор, мастер киномузыки Нино Рота писал: «…Мурад Кажлаев — музыкант, которого я глубоко уважаю за его талант, корнями уходящий в родную почву, но который при этом превосходно пишет и оркеструет песни других народов».        

В списке произведений композитора — сотни названий. Именно Мурад Кажлаев впервые открыл широкому кругу слушателей богатства музыкального наследия страны гор и внес в фонд национального музыкального искусства современные жанры: первые произведения программно-симфонической музыки, среди которых – симфонические картины «Дагестан», первый дагестанский балет «Горянка», вошедший в репертуар Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский), первое сочинение для джаза — «Африканский концерт», ревю «Миллион новобрачных» для Ленинградского мюзик-холла, многочисленные инструментальные и оркестровые пьесы, камерные и вокально-симфонические произведения, крупные оркестровые сюиты — «Симфонические танцы-картины», «Симфонические иллюстрации — Шамиль», песни и романсы, джазовую и эстрадную музыку, получивших восторженный приём слушателей и высокую оценку коллег. Мелодически яркий, театрально-красочный стиль композитора был широко востребован в кино. По заказам ведущих киностудий им написана музыка к 42 отечественным и зарубежным фильмам, в числе которых — первый дагестанский художественный фильм «Тучи покидают небо», известные киноленты «Бархатный сезон», «Любовь моя, печаль моя». Как отмечала критика «…композитор глубоко национальный, выразивший в музыке весьма существенные черты своего народа, воплотивший немало картин его истории и современности, Мурад Кажлаев менее всего национально ограничен… Его муза открыта и демократична, и вместе с тем его стиль остается показателем истинного мастерства».

Явлением грандиозного масштаба в творчестве Мурада Кажлаева стало создание первого национального балета «Горянка» по одноимённой поэме Расула Гамзатова. Этот балет не только получил сценическое воплощение на ведущей сцене страны, но впоследствии обрёл долгую постановочную жизнь. «Горянка» занимает уникальное место в дагестанской культуре, знаменуя достижение ею высокого рубежа овладения сложным театральным жанром музыкального искусства на национальной основе.

Балет «Горянка» получил широкий отклик критики, которая отмечала новые возможности воплощения современной темы в музыке и хореографии, глубокую национальную почвенность произведения. За эту работу в 1970 году его создатели – композитор Мурад Кажлаев, балетмейстер-постановщик Олег Виноградов, дирижёр Джемал Далгат и главные солисты-исполнители были удостоены Государственной премии РСФСР имени Глинки.

Говоря о профессиональном вкладе Мурада Кажлаева в музыкальную культуру Дагестана, нельзя не отметить исключительную важность его организаторской деятельности. Именно благодаря его энтузиазму при республиканском радио был создан симфонический оркестр. Он сам разыскивал и привлекал музыкантов — любителей, составивших основу оркестра. Будучи его художественным руководителем и дирижёром, в процессе работы с неопытным составом, Мурад Кажлаев добивался его профессионального роста и начал активную пропаганду сочинений дагестанских композиторов. Свою созидательную задачу приобщения дагестанцев к классическому музыкальному искусству он реализовал с максимальной отдачей — первые симфонические концертные программы зазвучали не только на площадках городов, но и в сёлах, где само появление оркестра воспринималось как чудо. Гастрольное турне «По горным дорогам» имело большой отклик в прессе страны, и до настоящего времени осталось уникальным историческим фактом.

Свою просветительскую миссию Мурад Кажлаев также успешно реализовал как пианист и дирижёр: по линии бюро пропаганды Союза композиторов СССР он с группой солистов филармонии осуществил большую поездку по стране, дав около 100 концертов в городах Сибири, Прибалтики и Юга России. Так слушателям далеко за пределами Дагестана впервые были представлены концертные программы из сочинений Г. Гасанова, С. Агабабова и Н. Дагирова.

Став художественным руководителем Дагестанской государственной филармонии, в 1964 году он создал эстрадно-джазовый вокальный ансамбль «Гуниб», куда вошли замечательные солисты азербайджанского квартета под руководством Рауфа Бабаева. Молодые люди эпохи 60-х, увлеченные популярной музыкой «Битлз», захотели создать нечто своё, и это им удалось. Для этого ансамбля Мурад Кажлаев написал особый репертуар – не просто песни, а композиции нового, синтетического склада с элементами джаза, эстрады, романса, камерной и народной музыки, объединенных в многоголосную, «объёмную» звуковую фактуру. Так многоголосие впервые вошло в эстрадное вокальное исполнительство. В создании этих новых песенных произведений принимал участие и Расул Гамзатов. Всего за год работы коллектив стал известен в Москве, стал победителем нескольких зарубежных фестивалей.

Предметом особой гордости Дагестана стала деятельность Мурада Кажлаева в прославленном Академическом Большом концертном оркестре им. Юрия Силантьева. Впервые за пульт этого коллектива молодой композитор встал в середине 50-х годов, много лет сотрудничал с оркестром как автор, и с 1988 года возглавил его. Руководителем и главным дирижером оркестра Мурад Кажлаев был 20 лет, и за годы его работы оркестр много гастролировал по городам России и за рубежом, получил международные награды «Серебряное плато Италии», «Гран-При Кореи», удостоен высокого титула «Академический», а имя Юрия Силантьева увековечено на «Аллее звезд» в Москве.

С открытием в 1999 году Дагестанского театра оперы и балета начался новый этап работы композитора в республике, и это сотрудничество знаменитого маэстро с молодым дагестанским театром, несомненно, стало ещё одной гранью его большой созидательной деятельности. Репертуар театра включил новые, экспериментальные   постановки — балеты «Горянка», «Любовь моя, печаль моя», и хореографическую драму «Шамиль», где смелость идеи уже сама по себе говорит о сложности творческой задачи. Далее содружество театра и композитора продолжилось в постановке лирической музыкальной комедии «Валида». Но самым масштабным и сложным постановочным опытом Мурада Магомедовича, стала в 2020 году ещё одна постановка балета «Горянка» («Асият») с приглашением балетмейстера-постановщика, автора первого спектакля, Народного артиста СССР и Дагестана Олега Виноградова.

В 2007 году, Мурад Магомедович вернулся в Дагестан и посвятил себя воспитанию юных музыкантов. К созданию и материальному обеспечению собственной школы для особо одарённых детей ему удалось привлечь руководство республики и многих дагестанцев-бизнесменов. В настоящее время это учреждение располагает самым лучшим оснащением и условиями для учебного процесса. При школе был создан ещё один очаг сохранения дагестанского музыкального наследия — Музей музыкальной культуры Дагестана. За годы большого творческого пути Мураду Магомедовичу довелось общаться и работать с множеством выдающихся людей, и об этих фактах его биографии свидетельствует бережно собранный композитором уникальный архив, сохраненный для новых поколений. Теперь этот архив маэстро передал музею. Здесь же имеется большой фонд фотографий, представлены образцы национальных инструментов, артефакты из жизни дагестанских деятелей музыкального искусства и учреждений, живописные работы — портреты. Всё это нацелено на практическое приобщение детей к истории дагестанской музыки.

Материал составлен на основе данных предоставленных заслуженным работником культуры РД, музыковедом М. Алиевой.