Врио Главы Дагестана Сергей Меликов сегодня, 2 марта, принял участие в расширенном заседании Комитета Совета Федерации РФ по экономической политике. Во главу угла был поставлен вопрос финансового обеспечения строительства некоторых социально значимых объектов в республике.
Подытоживая выступления руководителей органов исполнительной власти Дагестана по этой теме, Сергей Меликов прокомментировал некоторые аспекты.
«Мы сегодня выделяем 14 объектов из «недостроя», они для нас самые больные. Десятки объектов незавершенного строительства связаны в некоторой степени с разработкой проектно-сметной документации, то есть ПСД на объект есть, но строительство не начиналось. И по результатам работы Счетной палаты такие объекты, которых нет, а есть только ПСД, тоже включены в перечень недостроенных. Есть объекты, которые мы реально строим по различного рода программам, но на сегодняшний день по разным причинам выбились из сроков, в том числе из-за пандемии. 15 марта мы должны «сверить часы» со Счетной палатой РФ по этим объектам, поэтому мы пока по этой динамике к официальной статистике не прибегаем. Речь идет в большей степени о тех объектах, которые финансировались в рамках федеральных целевых программ, которые прекратили существование. Мы не можем их финансировать из регионального бюджета, поэтому рассчитываем на то, что раз эти объекты начинали строить за счет средств федерального бюджета, то и достроены они будут за счет средств федерального бюджета», – обосновал позицию глава региона.
В продолжение темы руководитель субъекта добавил: «Мы взяли 14 объектов, которые уже практически на 50% либо профинансированы, либо по ним уже выполнены работы, и отказываться от которых нецелесообразно, потому что они являются объектами жизнеобеспечения. В частности, объекты водоотведения, водоснабжения, канализации очень важны для Дагестана, потому что именно в районах развития этих объектов у нас в последнее время происходят, к сожалению, отравления жителей некачественной водой».
Возвращаясь к теме строительства дорог, глава региона отметил, что в Дагестане три дорожные развязки, которые требуют реализации. «95% перевозок проходит по сухопутной западной ветке МТК «Север – Юг», преимущественно автомобильным транспортом. За 2018 год практически 80% перевозок приходилось на торговлю с Азербайджаном. Это как раз через федеральную трассу «Ростов – Баку». Участок федеральной дороги Р-217 «Кавказ» до границы с Азербайджаном – это главная транспортная артерия Дагестана. Она же сегодня самая аварийная. Кроме того, важность этой дороги будет лишь возрастать со временем, но ее пропускная способность растет крайне медленно. При этом участок автодороги в северной части Азербайджана, который примыкает к нашей трассе, полностью реконструирован. Там трехполоска в обе стороны, которая имеет гораздо большую пропускную способность. Вместе с тем товарооборот с Азербайджаном только возрастает. Таким образом, создается «бутылочное горлышко», в результате чего грузы, а это, прежде всего, продукция сельского хозяйства и продовольственного назначения, из-за простоя, особенно в летнее время, приходят в негодность», – отметил Сергей Меликов.
Говоря о необходимости строительства дороги в обход крупных дагестанских городов, руководитель республики сказал: «У нас дорога проходит через Хасавюрт, потом упирается в загруженную внутригородскими транспортными потоками Махачкалу и Дербент, центральная часть которого будет обозначена как исторический центр, через который автомобили нежелательно пропускать. Мы сегодня просим вас поддержать наш проект по Махачкале, потому что это – стартовая позиция в создании объездных трасс вокруг наших городов. Если сегодня этот проект будет поддержан, это даст нам возможность в дальнейшем снимать транспортную проблему в том числе и по другим участкам федеральной трассы».
По словам замруководителя Федерального дорожного агентства Игоря Костюченко, развитию сети автомобильных дорог на территории Дагестана уделяется серьезное внимание: «На этот год мы заложили 1,8 млрд рублей на обустройство федеральной автомобильной дороги «Кавказ». В части развития региональных дорог и улично-дорожной сети мы в прошлом году очень хорошо отработали. В этом году по программе БКАД поддержка запланирована в размере 1,7 млрд рублей».
Учитывая, что на ближайшие два года финансирование строительства обходной дороги вокруг Дербента и Махачкалы не предусмотрено ввиду высокой оценочной стоимости работ Костюченко предложил рассмотреть вопрос привлечения частных инвестиций.
Как отметил председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, у Дагестана есть потенциал в этой части, надо формировать предложения. Со своей стороны комитет также подключится к работе в данном направлении.
Поддержал необходимость реализации проектов по развитию обозначенных маршрутов и зампредседателя Совета Федерации ФС России Ильяс Умаханов, отметив, что реализация проектов строительства обходных дорог в том числе будет работать на общефедеральные интересы.
Продолжая тему, Андрей Кутепов подчеркнул, что вопрос по развитию транспортной инфраструктуры будет поднят и в части расширения железнодорожной сети. «Мы посмотрим всю транспортную составляющую по Дагестану. Если сможем решить эти вопросы, это даст серьезный импульс к развитию всего Северного Кавказа», – высказал мнение председатель Комитета СФ по экономической политике, предложив коллегам поддержать проект постановления СФ.
По итогам обсуждения Комитет СФ подготовил предложения для включения в проект постановления палаты «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Дагестан». В частности, Правительству РФ рекомендовано рассмотреть возможность при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов выделить бюджетные ассигнования из федерального бюджета в соответствии с заявкой Республики Дагестан. Речь идет об обновлении ряда объектов инфраструктуры, медицинских учреждений.
В рамках государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» Правительству РФ предлагается рассмотреть возможность выделения средств на разработку проектной документации и строительство автомобильной дороги «Северный обход г. Махачкалы».
Сенаторы рекомендовали Правительству РФ проработать вопрос о включении проекта «Реконструкция аэропорта Махачкала (Уйташ)» в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
Органам государственной власти Дагестана предложено представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения, заявки и финансово-экономические обоснования, необходимые для реализации этих рекомендаций.