Минэнерго назвало причины роста цены бензина на АЗС

Рост стоимости бензина и дизельного топлива на АЗС в первую неделю марта связан с общим изменением индекса потребительских цен с начала года, а также с увеличением оптовых цен из-за сезонного роста спроса на топливо. В настоящий момент министерство мониторит ситуацию на рынке АЗС и предпринимает меры, чтобы сохранить увеличение цены бензина и дизеля на АЗС на близком к инфляции уровне. Это следует из сообщения Минэнерго, предоставленного ТАСС.

«Текущее изменение цен нефтепродуктов в рознице в первую неделю марта связано с общим изменением индекса потребительских цен (ИПЦ) с начала года, колебаниями оптовых цен внутреннего рынка на фоне сезонного роста спроса на топлива, а также частично возросшего на фоне заморозков спроса на основные топлива», — сообщили в Минэнерго.

Ранее Росстат сообщал о подорожании топлива в рознице в начале марта — так, средняя розничная цена бензина Аи-92 выросла на 11 коп. — до 44,38 руб., Аи-95 — на 11 коп. В целом рост стоимости топлива за первую неделю марта достиг 0,3% при общей инфляции в 0,2%.

«Минэнерго России продолжает регулярный мониторинг топливного рынка как в части достаточности поставок, так и сохранения конечных цен на близком уровне к инфляции», — добавили в министерстве. Для сохранения стабильного снабжения потребителей и поддержания объемов биржевых торгов, правительством РФ уже сделаны рекомендации нефтяникам увеличить загрузку НПЗ для полного удовлетворения растущего спроса внутреннего рынка. Этому в том числе поспособствует договоренность о наращивании добычи Россией в рамках соглашения ОПЕК+.

По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, Россия на 9 марта 2021 года увеличила запасы бензина на 2,2% по сравнению с 2 марта — до 1,553 млн тонн, запасы дизельного топлива выросли на 3,1% — до 2,758 млн тонн. 88% от объема производства бензина было направлено на российский рынок, остальные 12% — на экспорт. 53,7% от объемов дизеля пошли на рынок РФ, 44,3% — за границу.

Стабилизация цен

Правительство в настоящий момент уже предприняло ряд мер по стабилизации ситуации как на оптовом, так и на розничном рынке нефтепродуктов, в частности, нефтяным кампаниям уже рекомендовали увеличить загрузку НПЗ для удовлетворения растущего спроса. Стабилизации будет также способствовать решение увеличить минимальный уровень продажи топлива на бирже и корректировка демпфирующего механизма. 

«В свою очередь нефтегазовые компании уже держат поставки топлива на рынок на высоком уровне. Свой положительный эффект на рынок для поддержания объемов реализации моторного топлива на бирже, а также снижения ценового давления в ближайшее время продемонстрируют принятые изменения в совместный приказ Минэнерго и ФАС по увеличению минимальной величины продаваемых на бирже бензинов до уровня 11% и дизельного топлива до 7,5%», — отметили в Минэнерго.

«При этом экономическая эффективность нефтепереработки и реализации на топлива на АЗС будут также поддержаны решением правительства по корректировке параметров специального демпферного механизма», — добавили в пресс-службе.

Правительство ранее рекомендовало российским нефтяным компаниям нарастить к 1 июня 2021 года коммерческие запасы бензина до 1,8 млн тонн. Также подтверждалась рекомендация увеличить к 1 мая запасы бензина до 1,6-1,7 млн тонн.

Оптовый топливный рынок

Цена автомобильного бензина марки «Регуляр-92» (Аи-92) выросла на торгах в пятницу до 55,75 тыс. рублей за тонну, обновив достигнутый в мае 2018 года исторический максимум. Поздее цена пошла вниз.

10 марта правительство приняло решение скорректировать формулу демпфирующего механизма, чтобы улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора и создать условия для изменения конечных розничных цен на АЗС не выше годовой инфляции. Таким образом, формула демпфера была скорректирована в пользу нефтяников, о чем они неоднократно просили ранее.

В настоящий момент топливный рынок регулируется в том числе демпфирующим механизмом. Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.

Эксперты ранее говорили ТАСС, что розничный, оптовый и мелкооптовый рынки находятся на грани рентабельности в текущих налоговых условиях. На прошлой неделе цена нефти выросла до более $69 за баррель из-за решения ОПЕК+ сохранить в апреле квоты на добычу для всех стран, кроме России и Казахстана. Это спровоцировало в том числе рост оптовых цен на бензин и дизельное топливо.

Старший консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов сообщил ТАСС, что корректировка демпфера приведет к увеличению выплат нефтяникам по этому механизму, что положительно скажется на экономике НПЗ, в частности тех, кто поставляет значительные объемы моторных топлив на внутренний рынок.

«Если условные цены в формуле демпфера будут проиндексированы по фактическим значениям темпов инфляции потребительских цен на моторные топлива в 2019-2020 гг., то НПЗ сможет получить дополнительно до 0,8 тыс. руб. (на тонну переработанной нефти) в зависимости от доли поставок на внутренний рынок. В целом по отрасли компенсации нефтяникам увеличатся на 135 млрд руб. в годовом выражении», — отметил эксперт.

Он добавил, что из-за корректировки должно снизиться давление на розничный сегмент, который сейчас зажат между сильно увеличившимися оптовыми котировками и розничными ценами, рост которых ограничен инфляцией. «После корректировки демпфера, часть дополнительных выплат будет перераспределена с НПЗ на розничный сегмент путем корректировки цен на оптовом рынке, что также положительно скажется на экономике АЗС», — добавил он.