Накануне в Сулейман-Стальском районе Дагестана прошла масштабная олимпиада по лезгинскому языку среди учащихся 11 классов.
Напомним, что организаторами мероприятия выступили редакция республиканского национального еженедельника «Лезги газет», благотворительный фонд «ЛЕКИ» при поддержке администрации Сулейман-Стальского района.
Подробнее об олимпиаде можно прочитать по ссылке.
Своими мнениями о проведенной олимпиаде поделились несколько экспертов.
Альберт Эседов, общественный деятель, кандидат филологических наук:
«Конечно же, в современный период, когда ослабевает интерес к изучению родного языка, могу только приветствовать проведение подобных мероприятий, проведенных представителями редакции газеты «Лезги газет» и фонда «Леки» в Сулейман-Стальском районе республики.
Немаловажно подчеркнуть, что данный район в вопросе пропаганды изучения родного лезгинского языка стоит особняком от других районов, благодаря тому вкладу, который вносится в пропаганду изучения родного языка, родной культуры, истории, литературы главой района Нариманом Шамсудиновичем. Надеюсь, подобные мероприятия пройдут и в других районах и городах нашей республики.
Огромный вклад в деле сохранения родного языка, родной культуры вносит и коллектив редакции «Лезги газет» во главе с главным редактором Магамедом Ибрагимовым.
На площадке родной газеты созданы и функционируют различные обучающие курсы, проводятся и культурные мероприятия. И это очень важно не только для сельского жителя, где языком общения является лезгинский язык, но и для городского жителя, который, проявляя интерес к мероприятиям, приобщается к своим культурным истокам, самоидентифицируется».
Джамиля Забитова, руководитель «Аварской общественной организации»:
«Накануне нас обрадовали коллеги из БФ «Леки» и «Лезги» газет, проведя масштабную олимпиаду по лезгинскому языку.
Хочется сказать, что в апреле 2019 года мы передавали эстафету всем малым народам нашей необъятной страны на проведение Всероссийского диктанта на родном языке. И тогда мы получили отклик в том числе и у лезгинского народа, чему были безмерно рады, ведь у нас одна цель- сохранение этноса малых народностей мира! Сегодня мы также неимоверно будем рады перенять опыт у лезгинского народа на проведение олимпиады по аварскому языку!
Реалии современных тенденций диктуют нам свои правила, и мне хочется верить, в то, что нас поддержат наши народы, и олимпиады у нас станут республиканскими, адаптированными под все возрастные категории и онлайн формат.
Также хочется высказать слова благодарности всем представителям лезгинского народа, которые поддержали идею олимпиады и оказали интеллектуальную и финансовую помощь!
Уникальность каждого из нас в своей аутентичности, в своём народе, а сила наша — в единстве, братстве, взаимопомощи и мирном сосуществовании!».
Магамед Ибрагимов, главный редактор «Лезги газет», один из организаторов олимпиады:
«Первая Олимпиада была проведена в 2019 году, тогда ее организаторами выступили БФ «ЛЕКИ» и администрация Сулейман-Стальского района. Годом позже мы приняли решение объединить усилия, однако из-за пандемии, к сожалению, провести Олимпиаду не удалось. В итоге в 2021 году у нас все же это получилось.
Участниками Олимпиады стали 52 учащихся школ, на мой взгляд, это очень хороший показатель. Наиболее широко были представлены Сулейман-Стальский, Магарамхюрский и Хивский районы. Надеемся, что в будущем другие муниципалитеты активнее откликнутся на наше приглашение принять участие в Олимпиаде.
Когда мы дали объявление о том, что проводится такая Олимпиада, в соцсетях начали писать, что она будет такой же Олимпиадой, которая проводится на республиканском уровне, где не оценивают должным образом, делают это несправедливо. Такое мнение сложилось у многих пользователей соцсетей в Дагестане относительно качества проводимых в республике олимпиад и конкурсов, намекая на родственные связи, лоббирование личных интересов.
Учитывая это, мы исключили любые поползновения в этом направлении. Более того, мне даже во время самой Олимпиады звонили из разных муниципалитетов с просьбой поддержать того или иного конкурсанта. Ответ всегда был и будет один – мы оцениваем только по заслугам. Как учащийся напишет Олимпиаду, такую оценку он и получит.
Это вообще обесценивает смысл и основной посыл наших учебно-просветительских акций, которые направлены в первую очередь на пробуждение интереса к родному языку, а также для получения реальной оценки качества знаний по родному языку у наших школьников. Поэтому все попытки «договориться» с нами будут пресекаться.
Тут же отмечу, что уже по завершению Олимпиады представители различных районов отметили, что наша акция прошла прозрачно и справедливо, добавив, что ни у кого не должно быть поводов для обид или какого-то недоверия к организаторам.
Работы оценивались мной, Русланом Мехтихановым и Раисой Джалиловой. Конкурсанты были разделены на три группы, Олимпиаду они писали в трех аудиториях, куда, кроме нас – троих организаторов, никого больше не пускали. Мы попросили детей оставить свои смартфоны вне аудиторий, у них при себе не было шпаргалок. Мы их предупредили, что в случае обнаружениях у конкурсантов телефонов или шпаргалок, они сразу же покидают и класс, и Олимпиаду. Такие наши меры позволили нам провести акцию прозрачно и заручиться доверием как участников Олимпиады, так и представителей районов.
Говоря о значимости подобных мероприятий, в первую очередь следует отметить, что они служат еще одним важным толчком в деле сохранения и развития родных языков. Награждение победителей и призеров Олимпиады достаточно неплохими денежными призами является хорошим стимулом для ребят учить родной язык. Из этих же соображений мы отметили и труд педагогов, которые могут посеять в школьниках зерно любви к родному языку. Такой подход непременно приведет к росту интереса как у учащихся, так и у учителей.
Максимум, который могли набрать участники Олимпиады – 68 баллов, однако это не удалось никому из них. Наилучший результат – 62 балла — в активе ученицы Новомакинской СОШ. В целом свыше 50 баллов удалось набрать 7 конкурсантам.
Участники Олимпиады написали тесты по лезгинскому языку, провели морфемный разбор слов и синтаксический разбор предложений, плюс тестовый диктант (нужно было вставить пропущенные знаки препинания и буквы)».