Как мы уже в прошлый раз обещали, уважаемый читатель, сегодня мы расскажем об учителе Ерсинской СОШ Муса Абдуманафовиче Мусаеве, который ныне находится на заслуженном отдыхе. Однако, несмотря на свой солидный возраст – а ему перевалило уже за 70, — он не из тех, кто лёжа на диване бесцельно доживает свой век. Кроме того, что он крепкий хозяйственник и экономный хозяин, Муса-муаллим также не теряет связи и с учительской деятельностью. Он так и говорит: «учитель должен оставаться учителем до конца своей жизни». А занят он, в свободное от хозяйственных дел время, очень даже благородным делом: коллекционирует экспонаты из старинной домашней утвари для собственного музея. И, притом, он взялся за это дело вполне серьёзно. Посетив его домашний музей, я, как историк и любитель старины, остался вполне довольным его экспонатами.
Я с Муса-муаллимом в одной школе и в одном коллективе проработал более 30 лет и знаю его как никогда не унывающего оптимиста, с непременной улыбкой на лице. И так, первый вопрос в адрес хозяина домашнего музея был таким:
— Муса Абдуманафович, во-первых, я должен сказать, что Вы делаете большое дело — сохранить то, что остался от наших бабушек и дедушек и передать их следующему поколению — большое дело, ведь каждый экспонат Вашего музея уникален, они, как свидетели былой старины многое рассказывает о жизни и быте прошлых поколений. Скажите, как и когда зародилась идея собирать старинную утварь?
— Дело в том, что я никогда не торговался теми вещами, которые достались мне от моих предков. Бывало, приходили скупщики старинных раритетов, просили продать, чтобы по дороже где-то продать; иной раз покупатели железного лома приходили, но я ни за что на свете никому ничего не отдам, — к примеру, старинный котёл, где варила варенье моя бабушка, или сарпаи-обмотки для ног, когда обувью служили чарыки. Порой даже домочадцы уговаривают: зачем, мол, нам дырявые котлы, разбитое корыто для теста и т. д. Никогда не отдам – деньги приходят и уходят, а память старины беречь надо.
— Прекрасная мысль! Часто Вы выставляете свои экспонаты в Instagram и даёте задание своим подписчикам: «как называется тот или иной предмет домашнего обихода?». Честно говоря, хотя мне уже за 60, я тоже не всегда могу знать названия этих экспонатов. В прошлый раз, например, я не узнал сосуд для керосина с фитилём.
— Да, не говоря уже о молодежи, даже представители вашего поколения не очень разбираются, для чего предназначено было тот или иной экспонат моего музея. Никто, например, не смог угадать старинный уровень для измерения ровности стен, а этот уровень смастерили сами мастера и пользовались им в различных ситуациях при строительстве; никто не смог правильно назвать девдюл-казан, предназначенный для варки варенья, а девдюл-казану прилагается специальная лапаточка-шумовка для размешивания во время варки. Должен сказать, что мои экспонаты вызывают всеобщий интерес нашей молодежи, проживающей в различных городах нашей страны, получаю от них много лайков.
— Да, конечно, это им очень интересно. Вообще-то, это тоже педагогическая деятельность – Вы продолжаете учить детей культуре традициям их предков. Как к историку они и ко мне часто направляют свои вопросы. Муса-муаллим, а что если все это разместить в каком-нибудь здании, то есть основать наш сельский музей – пусть приходят и свободно смотрят, знакомятся с экспонатами.
— Идея, конечно хорошая, но я отношусь к ней немного с опаской. Дело в том, что давным-давно под руководством учителя истории Доногуева Магомедрасула Абулайтановича мы основали школьный музей. Каждый внес, как говорится свою лепту в это дело, и я много ценного из своего дома туда отнёс – серебряные старинные монеты, предметы обихода. Получился прекрасный музей, который функционировал несколько лет. Но, как говорится, семья не без урода: однажды нечистые на руку люди проникли в этот музей и растащили всё, что там было. Боюсь, что это повторится снова.
— Да, было такое!
— Поэтому, как говорится, лучше уж синичка в руках, чем журавль в небе – тут они будут в безопасности.
— Тоже верно!
— А теперь пойдем, я покажу все экспонаты моего музея.
Вся коллекция Муса муаллима размешалась в подвальном помещении. Он вместе с супругой (тоже, кстати, радушной хозяйкой), Фезилет-ханум, достали поставили в ряд предметы старины: тут и медные кувшины, с которыми женщины ходят за водой в источник, и большие и маленькие подносы-нахары, и фитиль на керосине для освещения помещения, и два девдюл-казана, и шумовки разных видов, и сернидж – посуда для воды, айрана и других жидкостей, и хурджуны — переметные сумки, которые обычно носили на плечах, и сарпаи-обмотки, и деревянный кюлчебасан для нанесения узоров на праздничный хлеб и многое-многое другое. Глядя на всё это можно только сказать: «Спасибо Вам, Муса-муаллим, за такое бережное отношение к старине, к обычаям и традициям своего народа!». Сфотографировав его на фоне экспонатов небольшого (надеюсь, что со временем станет большим) его частного музея, я обещал передать в его коллекцию и старый утюг на углях, который я берёг так же для создания подобия музея. Но учитывая, что у меня такой аккуратности и собранности нет, а у Муса-муаллима это получается лучше, как говорится, и флаг ему в руки.
Но и завершая, хочу сказать читателю: подписывайтесь на его Instagram: musaev_musa_05, знакомьтесь с его коллекцией старинных вещей, определите их названия и ставьте лайки – всё это будет дополнительным мотивом, чтобы Муса-муаллим ещё более занялся стариной.
Кадырбек Умаров