Врио Главы Дагестана Сергей Меликов в рамках рабочей поездки сегодня, 19 августа, посетил в Магарамкентском районе пункты пропуска через государственную границу «Ново-Филя», «Тагиркент-Казмаляр» и «Яраг-Казмаляр», где ознакомился с работой и оснащенностью пограничных и таможенных объектов. Также здесь глава региона провел выездное Координационное совещание с руководителями правоохранительных органов, на котором обсудил вопросы совершенствования организации функционирования пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации в Республике Дагестан.
Как отметил Сергей Меликов, сегодня в условиях непростой внешнеполитической ситуации, таможенная деятельность выступает инструментом укрепления государственности, устойчивого развития экономики, защиты национальных интересов страны и обретает особый статус. Наравне с этим пограничные и таможенные органы являются гарантом безопасности не только в сфере охраны государственной границы, но и защиты экономических интересов России на южном направлении.
«Эффективная деятельность этих структур, безусловно, содействует сближению экономик различных государств, расширению торговых отношений между ними», – отметил глава региона, открывая совещание.
Руководитель республики, опираясь на статистику, подчеркнул, что товарооборот и, соответственно, количество автотранспорта в пунктах пропуска ежегодно растет. «Рано или поздно ограничения, связанные с пандемией, будут сняты, и мы должны проговорить, как в перспективе будем развивать эти пункты. В современных условиях для эффективного функционирования данных структур необходим переход на совершенно новый уровень работы, в том числе за счет развития инфраструктуры (строительство гостиниц, стоянок, общепита и т.д.), обустройства прилегающей территории, согласно требованиям сегодняшнего дня. Кроме того, мы эти вопросы рассматриваем и с точки зрения инвестиционной привлекательности юга Дагестана», – сказал Меликов.
От данных преобразований, считает руководитель субъекта, во многом будет зависеть имидж не только республики, но и страны, что позволит увеличить рост международного товарооборота с приграничными странами, даст толчок развитию коридора «Север-Юг» и тем самым будет стимулировать развитие туризма как одного из основных направлений развития экономики региона, приведет к оживлению бизнеса – как в приграничных районах, так и в целом в Дагестане, а также к увеличению числа трудоустроенного населения.
Вместе с тем врио Главы РД обратил внимание участников совещания на то, что развитие инфраструктуры и создание условий в пограничных пунктах пропуска невозможно осуществить в условиях неразберихи с выделением земельных участков вблизи границы, а также антисанитарии на прилегающей территории. И в этой связи Меликов привел ряд примеров. Так, вблизи автомобильного пункта пропуска «Яраг-Казмаляр» фактически отсутствует дорожная и логистическая инфраструктура, нет надлежащей оборудованной стоянки, зачастую отсутствует информация о фактических владельцах территорий, прилегающих к пункту пропуска. Регулирование въезда осуществляется силами самих перевозчиков. «Для решения подобных проблем должны быть максимально использованы как собственные возможности таможенных и пограничных органов, так и возможности органов исполнительной власти республики, муниципальных образований, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в республике, в том числе и правоохранительных. Для этого необходимо наладить эффективное взаимодействие», – нацелил глава региона.
Актуальным, по словам руководства региона, остается вопрос принятия мер по недопущению стихийных скоплений большегрузного транспорта на пунктах пропуска через границу. К примеру, из-за низкой пропускной способности в пограничном пункте пропуска «Яраг-Казмаляр» регулярно происходит скопление грузовых транспортных средств, в том числе со скоропортящимися продуктами, что наносит ущерб предпринимателям и вызывает, по мнению Сергея Меликова, обоснованные нарекания граждан.
Проектная среднесуточная пропускная способность в пункте пропуска «Яраг-Казмаляр» составляет сегодня 300 единиц транспортных средств, фактически же границу пересекает более 500 единиц в сутки. «В будущем планируется увеличить среднесуточную пропускную способность. Для этого с учетом накопленного опыта работы в этом плане и статистики временных пиковых нагрузок среднесуточной пропускной способности пунктов пропуска на границе необходимо выстроить работу по их прогнозированию и предупреждению», – подчеркнул врио Главы Дагестана. В связи с чем призвал рассмотреть возможность внедрения государственной системы резервирования времени въезда транспортных средств на пункт пропуска или электронной очереди с учетом имеющегося положительного мирового опыта применения данного механизма, в том числе в рамках пилотного проекта.
«Мы должны выработать меры, которые будут способствовать развитию внешнеэкономических связей, создадут благоприятные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности простыми гражданами, позволят представителям контролирующих органов более эффективно выполнять свои служебные обязанности, что в конечном итоге сократит время прохождения таможенного контроля. Важно помнить, что наша главная цель заключается в развитии и содействии экономическим реформам в стране и регионе, создании прозрачной инфраструктуры предпринимательства во внешнеторговой деятельности, реализации действенной таможенной политики в регионе», – заключил Меликов и при этом акцент сделал также на значимости участия в этом процессе бизнес-сообщества, без которого решение в полном объеме задач по развитию инфраструктуры представить сложно. «Нам надо выходить на определенные планы по реализации здесь системы государственно-частного партнерства, что позволит в последующем создать на границе комфортные условия как для сотрудников служб, так и для участников международных перевозок», – сказал врио Главы Дагестана.
О путях и перспективах совершенствования организации функционирования пунктов пропуска подробно рассказали начальник Дагестанской таможни Сергей Троцко, врио начальника Пограничного управления ФСБ РФ по РД Дмитрий Базанкин, директор Северо-Кавказского филиала ФКГУ Росгранстрой РФ Мамати Гамзатов.