«Новые родники поэзии на Дербентской земле. О поэме «Саният» Сафият Джалганской»


Вот она – эта небольшая книжка, красочно оформленная и сразу привлекающая внимание читателя. Поэма «Саният» — история о чистой, бескорыстной любви молодой девушки. Тема древняя, как существование самого человечества, но и вечно новая, в каждую эпоху приобретающая новое звучание. Мы живем в непростое время, когда деструктивные силы пытаются расшатать традиционные устои нравственной жизни, выработанные человечеством за долгий период своего существования.

Традиции и современность. Где пролегает грань, за которой понимание этих двух простых, но фундаментальных понятий, превращается в простую игру слов? И где современный человек может найти опору, чтобы разрешить кажущийся антагонизм этих слов? Разве не в художественной литературе, дающей нам образцы такой опоры и такого понимания? Не в ней ли обретается тот синтез традиций и новых веяний цивилизации, когда прошлое не искажается в угоду ложно понятой свободы, а служит мерилом нового человека, сохраняющего в себе то, что И. Кант назвал «категорическим императивом»? Героиня поэмы «Саният» — современная девушка, в которой современность не вступает в конфликт с ее душевными качествами, воспитанными семейными и национальными нормами жизни.

Саният одновременно и жительница города и горянка, сохранившая в себе идеалы женской чистоты и чести. Чистота ее представлений о том, каким должен быть человек, позволяет ей преодолеть тот душевный кризис, с которым она столкнулась в своем чувстве к любимому человеку. Некоторые скажут: есть в героине какая-то старомодность, чуждая современной «городской культуре». Но в этом и заключается смысл поэмы. Чистота души героини, ее преданность своей вере, ее нетерпение всяческой, даже как бы оправданной лжи, показывает нам тот идеал, который так особенно необходим молодому читателю в наше «смутное время».

И в этом – нравственная ценность поэмы Сафият Джалганской. Очень продумана и архитектоника поэмы. Автор как бы вводит читателя в художественное пространство произведения – поэтапно, через ступени вступления и пролога. Правильно отмечено Еленой Говерт в предисловии к книге: структурная многоплановость поэмы затягивает читателя в повествование, раскрывая и повороты сюжета, и рисуя место действия поэмы. Очень тонко, очень лирично и сюжетно оправдано дана обрисовка атмосферы родного автору города Дербента. В своей беседе с автором этих строк Сафият Джалганская призналась: «Я сейчас работаю над новой книгой стихов. Мне хотелось бы, чтобы это была именно книга, книга с большой буквы, а не просто очередной сборник стихов. Мне хочется найти новую форму, в которой я смогла бы более полно выразить свое отношение к жизни и к миру. Я хочу раскрыть в этой поэтической книге свою душу, свои мечты и чувства, свои привязанности и свою связь с родным краем. Темой этой книги буду я сама, мой внутренний мир, мой родной край и мое родное село Джалган. Не хочется раскрывать все секреты этой новой книги, но хочу сказать, что это будет новая ступень моего творчества». Пожелаем Сафият Джалганской, этой новой звезде на поэтическом небосклоне ЮжДага, удачи в этом ее замысле! Мы будем ждать появления ее книги. И, завершая разговор о поэме, хочется сказать, что в ней уже чувствуется мощный лирический голос будущего большого поэта, который прославит свой родной край и родное село – с его интереснейшей историей и людьми, берегущими свою культуру и чувствующими себя частицей своей большой родины России.
Автор статьи: Григорий Адаров, член Клуба писателей Кавказа, член Союза российских писателей, поэт, литературный критик, г. Махачкала.

Григорий Адаров.