Об усилении контроля в области антикоррупционного законодательства рассказала завкафедрой правового обеспечения деятельности органов власти Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Аза Манкиева: «Главная составляющая противодействия коррупционным действиям − профилактическая работа государственных структур, которая подразумевает планирование проведения мероприятий по прекращению правонарушений, связанных со взяточничеством среди служебных, должностных лиц, а также обнаружение причин взяток с последующим их предотвращением (профилактика коррупции), работа по изучению и анализу, принятию предупреждающих, пресекающих мер, а также по расследованию и раскрытию коррупционных действий, где результатом станет тотальная ликвидация правонарушений подобного рода. Исполнительная власть и прочие оговорённые в законе участники правовых отношений, которые появляются в процессе профессиональной служебной деятельности (государственной, муниципальной), призваны решать большое количество разнородных вопросов и задач. В этот перечень в том числе входит реализация мер, направленных на профилактику коррупционных действий, а также на возникновение на государственной службе ситуаций, в которых явно присутствует конфликт интересов. Выявление коррупционных действий и предотвращение новых фактов коррупции являются одной из основных задач органов государственной власти. В профилактике должны быть задействованы также органы регионального управления, местного самоуправления, юридические и физические лица. Сегодня все действия по повышению уровня антикоррупционной деятельности являются критически важными. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в частности, перечисляет три базовых вида деятельности, которые ориентированы на борьбу с коррупцией. Это профилактика, противодействие и снижение и/или устранение последствий подобных правовых нарушений. Так, 23 августа текущего года Правительство России поправки в антикоррупционное законодательство. Соответствующий законопроект1 с поправками в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) и иные федеральные законы был внесен в Госдуму Правительством РФ 23 августа 2023 года. В настоящее время в отношении граждан, претендующих на замещение государственных должностей федерального и регионального уровней, муниципальных должностей, а также лиц, замещающих такие должности, предусмотрены проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ч. 7.1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ). Правительство РФ предлагает разрешить также антикоррупционные проверки в отношении указанных лиц. Кроме того, предлагается наделить высших должностных лиц субъектов РФ следующими полномочиями: направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ или муниципальные должности, за исключением депутатов законодательных (представительных) органов соответствующего уровня; осуществлять антикоррупционные проверки в полном объеме в отношении лиц, замещающих муниципальные должности и граждан, претендующих на их замещение. Корреспондирующие нормы предлагается внести в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон № 144-ФЗ) и уточнить подп. 3 п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона № 144-ФЗ. Если законопроект примут, что оперативно-розыскных мероприятия можно будет проводить также в целях получения информации, необходимой для проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, замещаемых как на постоянной основе, так и на непостоянной основе, а также лицами, замещающими указанные должности. Также предлагается внести поправки в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности, предлагается разрешить применять к депутату, члену выборного органа или выборному должностному лицу местного самоуправления такую меру ответственности как досрочное прекращение полномочий, если этими лицами были нарушены антикоррупционные нормы. Следует признать, что на сегодняшний день в стране отмечается слабый уровень правовых знаний и культуры. Это кризисный момент, который является свидетельством того факта, что отношения между лицами, занимающими высокие посты и должности, и простыми гражданами выходят за рамки законности. По этой причине мы не видим отлаженного правотворческого процесса. Программа профилактических антикоррупционных мероприятий должна быть повсеместно, как в государственных структурах, так и в бизнесе. Должен быть отработан контроль соблюдения всех норм на всех уровнях. Стремление и старания общества в целом необходимы, чтобы противодействие фактам коррупции было ориентировано как на распознавание, раскрытие причин возникновения подобных правонарушений, так и на их устранение и недопущение в будущем. Что касается гос.структур, их область — это одновременно недопущение и устранение фактов коррупции на законодательном уровне, а также обеспечение распространения правовой культуры в современном обществе».