После погромов в аэропорту жители Дагестана нашли новое место сбора

«За одним столом сидят три друга — мусульманин, христианин и иудей»

В пику погромщикам, которые, выкрикивая антисемитские лозунги, устроили беспорядки в аэропорту Махачкалы, жители Дагестана стали выставлять в соцсетях и телеграм-каналах свои фотографии у памятника, где за одним столом с чашками чая сидят представители трех религий — иудаизма, христианства и ислама. О своей дружбе с горскими евреями-татами, жители Махачкалы и Дербента рассказали «МК».

— Мне стыдно за своих земляков, которые искали в аэропорту «беженцев из Израиля», чтобы выгнать их, — говорит Магомед из Дербента. —  В Дагестане живет около 100 национальностей, здесь издавна ценилось гостеприимство, взаимовыручка. Позором считалось отвергнуть руку, которая тянулась к тебе за помощью. Мне тоже больно смотреть на то, что происходит сейчас в секторе Газа, душа болит. Но в чем виноваты простые люди-израильтяне, которые бегут сейчас от войны? Им нужно мирное небо над головой. Как можно им в этом отказать? Для меня это немыслимо.

Магомед говорит, что очень многие горожане приходят сейчас к памятнику трех религий.

— Идут целыми семьями, с друзьями. Аварцы с евреями, цахуры с чеченцами, даргинцы с лакцами, лезгины с рутульцами, табасаранцы с агулами… Делают селфи, фотографируются. Там в переулке Казем-Бека расположена бронзовая скульптура. За одним столом за чашками чая сидят три друга — мусульманин, христианин и иудей. Они прежде всего друзья, а потом уже представители разных конфессий.

Когда мы вспоминаем, как протестующие в аэропорту в Махачкале требовали разобраться с прилетевшими из Израиля евреями, еще один наш собеседник, Дауд, говорит, что ему досадно и не понятно, как подобное могло произойти в такой многонациональной республике как Дагестан.

— Мне стыдно сейчас смотреть в глаза нашим соседям-евреям, — говорит Дауд. — Горские евреи — таты — пришли в свое время на Каспий через Иран. Их предки жили рядом с нашими предками, говорили на особом диалекте татского языка. Они такие же коренные жители Дербента, как и мы.

Дауд говорит, что соседи-евреи не раз выручали их в трудную минуту. Помогали во время свадьбы, утешали, когда в их семью приходило горе.

— Тетушка Сигаль отлично готовит блюда кавказской кухни, ее сыновья Барух и Давид зажигательно танцуют лезгинку. Их уклад жизни схож с нашим. Хотя они соблюдают свои иудейские обычаи, а мы — свои.

По словам нашего собеседника, в Дагестане на одной   улице можно увидеть мечеть, синагогу, православную церковь и армянский храм. Иудеи, мусульмане и православные христиане в течение многих веков научились жить в одном обществе, в одном городе.

 Мелисат, которая живет в Дербенте, говорит, что все они росли, не интересуясь, кто какой национальности.

— Я каждый день сейчас общаюсь с друзьями-евреями, которые живут в Израиле, — делится с нами Мелисат. — После событий 7 октября зову их приехать в Дербент. У меня пустует четырехкомнатная квартира. Пусть живут на здоровье. Они благодарят, но говорят, что не все так просто. В Израиле у них родственники, надо их поддержать.

Мелисат говорит, что не может дозвониться до одной своей подруги, которая работает врачом и живет в городке Беэр-Шева на юге Израиля, который считается воротами в пустыню Негев.

— Переживаю за нее. Переживаю, что люди, живущие в Дагестан, пошли громить аэропорт, когда узнали о рейсе из Тель-Авива. Никогда такого у нас не было. Никто никогда не призывал к расправе над людьми по их национальному и религиозному признаку.

Мелисат вспоминает, что в 2006 году Дербент был признан самым толерантным городом мира, получил премию ЮНЕСКО.

— У нас раввин, мулла и православный батюшка приходят друг к другу в гости на религиозные праздники. Читают вместе молитвы. И сейчас, после случившегося, решено провести совместный молебен.

Источник