От конфликтности к стабильности

Межнациональные и конфессиональные отношения в их взаимосвязи возникают в процессе деятельности и взаимодействия соответствующих социальных субъектов: этносов и конфессий, этионациональных и религиозных (конфессиональных) групп, институтов и организаций, индивидов, различающихся по своим национальным и религиозным характеристикам (идентичностям). Характер этих отношений, их направленность, интенсивность, возможность возникновения конфликтных ситуаций или, напротив, улаживания и гармонизации во многом определяются их внутренней спецификой. Факт существования полиэтнических конфессий в виде мировых религий, моноэтнических конфессий в форме национальных религий (конфуцианство, иудаизм, индуизм),

Данная проблема носит не только научный характер, она не раз поднималась и на государственном уровне. Президент Российской Федерации В.В.Путин на совещании по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений (г.Чебоксары 2004 г.) Отметил, что «у нас в России, как ни в одном другом месте на земле, межконфессиональный и межнациональный мир, традиции межконфессионального мира являются основой нашей государственности в прямом смысле этого слова». 15 февраля 2006 г. Был принят Указ Президента Российской Федерации № 116 «О мерах по противодействию терроризму», согласно которому создан Национальный антитеррористический комитет, а в субъектах РФ — антитеррористические комиссии. Данные органы призваны обеспечивать государственную целостность и безопасность развития государства посредством стабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений. А на открытии Всемирного саммита религиозных лидеров Президент РФ акцентировал внимание на многочисленных попытках расколоть мир по религиозному или этническому признаку, вбить клин между христианским и исламским сообществами. «Миру фактически навязывается конфликт цивилизаций и надо в полной мере отдавать себе отчет, к каким катастрофическим последствиям такая конфронтация могла бы привести»1.

Ислам в Дагестане имеет специфические черты, обусловленные этнокультурными особенностями мусульманских народов данного региона. Выполняя многофункциональную роль и имея структурное разнообразие, ислам проявляется здесь во всех сферах общественной жизни. «Нормативный» ислам, взаимодействуя с духовным субстратом разных национальных культур, образовал специфическую региональную форму своего бытования, основой которого выступают: полиэтничность кавказских мусульман; тесное переплетение с местными традициями и обычаями; принадлежность к разным направлениям ислама и к разным суфийским братствам. В связи с этим возникает необходимость в исследовании соотношения конфессионального и национального у народов Дагестана, анализе конфликтного проявления и степени негативного воздействия межнациональных и межконфессиональных отношений в Дагестане в целях перевода их в гармоничные, конструктивно развивающиеся и толерантные по своей сути.

Ислам — не чуждый и посторонний для России феномен. Он является неотъемлемой частью российской истории и культуры, образом жизни миллионов граждан, для которых Россия — их родной дом. Ислам — не только религия, но и особая цивилизация, идеология и культура, в рамках которой сложилась своя система нравственно-духовных ценностей, сформировалось богатое идейное наследие. Сторонники ислама (в отличие от современных представителей других конфессий, уже практикующих религиозную толерантность) очень чутко реагируют на все что связано с их религией: достаточно вспомнить акции протеста мусульман в связи с публикацией скандальных карикатур на пророка Мухаммеда или реакцию мусульманского мира на «Сатанински стихи» С.Рушда. Это диктует необходимость серьезной корректировки отношения российского государства к исламу и обуславливает целесообразность в выработке оптимальных решений сложных вопросов в области вероисповедной политики: государственно-церковных, межконфессиональных и межнациональных отношений. Позитивные нравственные и интеллектуальные достижения исламской цивилизации должны стать неотъемлемой частью общероссийской культуры, вносить вклад в духовное обновление страны.

Позитивное развитие межконфессиональных отношений является важным фактором укрепления социально-политической стабильности Дагестана. Межконфессиональное согласие как особая общественная ситуация, содержанием которой является толерантность, проявляемая всеми сторонами, не исключает установления дружественных отношений между представителями различных конфессий и наций, укоренивших на этой территории.

Проблема стабилизации межконфессиональных отношений, преодоления нецивилизованных форм соперничества и конкуренции, как и преодоления экстремистских проявлений в каждой религии, — важные условия эффективного участия конфессиональных организаций в формировании гражданского мира и спокойствия, в противодействии терроризму и экстремизму, в решении социальных проблем, особенно в сфере благотворительности и милосердия, в решении обострившихся демографических, экологических, нравственных, культурных, национальных проблем.

Многовековой опыт взаимодействия и сосуществования в Дагестане дает уникальные уроки для всего мира. Этот опыт демонстрирует, что мирное сосуществование многонациональных и многоконфессиональных общин возможно при условии уважения и терпимости, а также активной работы общественности и правительства направленной на поддержание гармонии и сближения различных групп.

Источник