В школе №11 имени С. Стальского города Каспийск состоялся важный семинар

В средней школе №11 имени С. Стальского города Каспийск состоялся важный семинар, организованный Махачкалинским центром повышения квалификации – академией «Каспий». Мероприятие было посвящено актуальной проблеме состояния преподавания родных языков и литературы в образовательных учреждениях Дагестана.

В семинаре приняли участие не только преподаватели родных языков и литературы, но и видные эксперты в области лингвистики, представители научного сообщества, журналисты, освещающие вопросы образования, и методисты из Министерства образования и науки РД.

Главная тема обсуждения: «Состояние преподавания родных языков и литературы в образовательных организациях школ РД: основные проблемы, тенденции и перспективы обучения родным языкам и литературам на всех этапах непрерывного образования в соответствии с ФГОС». Участники семинара подробно рассмотрели многочисленные проблемы, мешающие эффективному обучению родным языкам в Дагестане. Особое внимание было уделено трудностям, возникающим при преподавании новописьменных языков – рутульского, цахурского и агульского. В городских школах эти проблемы часто обостряются из-за миграционных процессов и преобладания русского языка в повседневной жизни учащихся. Были представлены статистические данные, демонстрирующие снижение уровня владения родными языками среди молодого поколения.

Это связано не только с недостатком квалифицированных преподавателей, но и с отсутствием достаточного количества современных, методически грамотно составленных учебных пособий и дидактических материалов. Одной из ключевых проблем, неоднократно озвученных участниками, является нехватка учебников и учебно-методических комплексов на родных языках.

Существующие учебники зачастую устарели, не соответствуют современным требованиям ФГОС и не учитывают особенности развития языков. Отсутствует необходимая инфраструктура для создания и распространения качественных учебных материалов: недостаточно финансирования на издание новых учебников, отсутствует эффективная система их дистрибуции в отдаленные районы республики. Некоторые участники семинара предложили использовать современные цифровые технологии для создания электронных учебников и онлайн-ресурсов, что позволило бы сделать образование более доступным и увлекательным. Кроме того, на семинаре поднимался вопрос о роли семьи и общества в сохранении и развитии родных языков.

Было отмечено, что семья играет первостепенную роль в формировании языковой личности ребенка. Однако, в условиях урбанизации и глобализации, родители часто не уделяют достаточного внимания обучению детей родным языкам, предпочитая русский язык как более престижный и функциональный в современной жизни.

Участники обсудили необходимость проведения просветительской работы среди населения, популяризации родных языков через СМИ и культурные мероприятия. В заключительной части семинара участники выработали ряд рекомендаций, направленных на улучшение ситуации с преподаванием родных языков в школах Дагестана.

Среди них: увеличение финансирования на издание учебников и создание новых учебно-методических комплексов, повышение квалификации преподавателей родных языков, разработка инновационных методик преподавания, активное привлечение родителей к участию в образовательном процессе, пропаганда родных языков в средствах массовой информации и включение вопросов сохранения языкового разнообразия в государственные программы.

Все выступившие единодушно подчеркнули необходимость неотложных мер со стороны государства для сохранения и развития богатого языкового наследия Дагестана. В противном случае, угроза утраты некоторых языков становится весьма реальной. Поэтому активная государственная политика в этой сфере является абсолютно необходимой.