Хашашины. Орден шпионов, наемных убийц и террористов

Хашашины (от араб. حشّاشين‌‎), вошедшие в европейские языки как ассасины, – представители низаритской ветви исмаилитов (шиитского течения), орден шпионов и убийц, существовавший в период с XI по XIII век и получивший известность и политическое влияние в исламском и европейском мире в Средних веках. Они отличались строгой военной дисциплиной и совершением многочисленных религиозно и политически мотивированных убийств и терактов. Их методы и философия сделали их одними из самых загадочных и известных воинов в истории.

Орден хашашинов был основан в 1090 году фатимидским миссионером персом Хасаном ибн Саббахом, который установил свою базу в горной крепости города Аламут, расположенной в Персии (современный Иран). Он создал организацию, которая была посвящена борьбе против политических и религиозных противников и убийств высокопоставленных деятелей. Хасан ибн Саббах был известен своей харизмой и умением манипулировать людьми, что позволило ему собрать вокруг себя верных последователей. Глава хашашинов в созданной Ибн Саббахом иерархической системе власти носил титул «шейх аль-Джабаль» (известный как «Горный Старец»). В последующие два столетия хашашины распространили свое влияние на многие области мусульманского мира, создав цепь укрепленных горных фортов в Северном Иране и Сирии и проводя политику тайных убийств своих врагов и оппонентов.

Хашашины были организованы в виде секты, которая включала в себя как боевых воинов, так и их поддержку. Они были разделены на несколько уровней и имели строгую иерархию. Обучение хашашинов было длительным и интенсивным процессом. Они изучали искусство боя, шпионаж, маскировку, использование ядов, были обучены многим другим навыкам. Они использовали различные методы и приемы для достижения целей, были известны своей эффективностью и страхом, который внушали врагам, и готовы были выполнить любое задание, даже если нужно было пожертвовать собой. Хашашины получали знания по философии и религии, чтобы понять идеологию ордена и быть готовыми к жертвам, которые им приходилось совершать.

Одним из ключевых аспектов обучения хашашинов была их психологическая подготовка. Они были обучены контролировать свои чувства и эмоции и быть безразличными к страданиям и смерти. Это было необходимо для выполнения их задач и поддержания верности ордену. Их философия и путь позволили им создать армию преданных и бесстрашных воинов, готовых пойти на всё. На протяжении почти трех веков секта хашашинов терроризировала средневековый мир Центральной Европы, Ближнего Востока и части Азии того времени. Многие арабские, европейские и азиатские государственные деятели и высокопоставленные чины пали от рук убийц-хашашинов. Несмотря на многочисленную охрану, королей убивали прямо на их тронах, военачальники, имамы, шейхи и султаны находили смерть там, где они этого не ожидали. С тех пор на многих европейских языках слово assasin означает «убийца» или «наемный убийца».

В Европе самое раннее упоминание о хашашинах относится к временам первых Крестовых походов. В своих разведывательных донесениях крестоносцы сообщали о закрытой фанатичной мусульманской секте и ее великом владыке — шейхе Хассане ибн Саббахе. Секретная террористическая организация, состоявшая преимущественно из персов, с жесткой внутренней иерархией и дисциплиной, фанатичной преданностью своим лидерам, в результате своей деятельности и окружавшей ее мистической атмосферы приобрела влияние, совершенно не соответствовавшее ее численности.

Относительно происхождения слова «хашашины», откуда взялось это название, нет точного ответа. Библиотека хашашинов была уничтожена, когда их крепость пала в 1256 году, поэтому трудно найти первоисточники их истории с их собственной точки зрения. Большая часть сохранившихся свидетельств об их существовании исходит от их врагов или от вымышленных европейских источников, написанных со слов очевидцев.

Имеются несколько теорий происхождения термина «хашашин». Наиболее распространенная версия гласит, что это слово происходит от арабского «хашиши», что означает «употребляющие гашиш». Летописцы, в том числе Марко Поло, утверждали, что последователи Ибн Саббаха совершали политические убийства под воздействием наркотиков, отсюда и само название. Однако эта этимология вполне могла возникнуть уже после появления самого названия как попытка объяснить его происхождение. Кроме того, Хасан ибн Саббах строго толковал запрет Корана на употребление опьяняющих веществ. Другая версия указывает на то, что термин «хашашины» происходит от арабского слова «хасанийун», означающего «хасаниты», то есть последователи Хасана ибн Саббаха. Что касается иных версий происхождения данного слова, то они не имеют основательного подтверждения.

Деятельность хашашинов оказала значительное влияние на историю. Они были одной из первых организованных военно-политических групп, которые использовали террористические акты для достижения своих целей. Их методы и средства впоследствии были использованы другими группами и организациями. Хашашины также оказали влияние на политическую ситуацию в регионе. Убийства ими высокопоставленных деятелей вызывали хаос и нестабильность в странах. Они использовали этот хаос, чтобы укрепить свою власть и влияние. Однако в конечном итоге хашашины были побеждены, а их организация разрушена. Одной из основных причин упадка секты хашашинов была внутренняя борьба за власть и кризис престолонаследия, преследовавшие их руководство. Смерть харизматического лидера Хасана ибн Саббаха привела к вакууму власти и последующим распрям между его последователями. Это ослабило единство секты и ее способность эффективно проводить тайные операции. Другим важным фактором, способствовавшим исчезновению секты хашашинов, был сдвиг в геополитических союзах в ХIII веке, переход от старых политических союзов к новым.

Монгольские нашествия также оказались важным поворотным моментом в истории хашашинов. В 1256 году монголы под предводительством Хулагу-хана предприняли разгромный штурм крепости хашашинов — Аламута. Осада привела к разрушению Аламута и рассеянию членов секты. Потеря их укрепленной базы сильно ослабила организационную структуру хашашинов и сделала их уязвимыми для внешних угроз. Позже, в 1273 году, укрепления хашашинов в Сирии были уничтожены мамлюкским правителем Бейбарсом I, и они рассеялись по соседним странам. Поскольку политический ландшафт Ближнего Востока претерпел значительные изменения в течение ХIII века, актуальность секты хашашинов начала ослабевать. Подъем могущественных региональных держав, таких как мамлюки в Египте и сельджуки в Персии, привел к маргинализации влияния хашашинов. Новые силы стремились устранить любые потенциальные угрозы своей власти, что привело к снижению политического значения хашашинов.

Из истории становится ясно, что хашашины были одной из первых боевых террористических групп, а впоследствии и военно-политической организацией на территории Исламского халифата. Их религиозно-идеологические убеждения и отношение к этому со стороны ислама – вопрос отдельного обсуждения. Однозначно известно точно, что хашашины не имели никакого отношения к известным сегодня салафитам, мало того, они прямо противоречили им в убеждениях и действиях. Что указывает на то, что террористические группы из числа мусульман (или тех, кто позиционирует себя мусульманами) были еще задолго до появления салафитских джамаатов на рубеже ХХ-ХХI веков и даже задолго до появления суфийско-тарикатских групп в начале — середине ХХ века. Однако то, что хашашины были известны в истории как мусульманские военизированные группы, совершающие политические убийства, теракты и государственные перевороты как внутри халифата, так и в зарубежных странах Европы и Азии, – это исторический факт. Хотя самим исламом их действия, конечно же, строго порицались.

Мурад Загиров,
главный специалист-эксперт отдела анализа профилактики идеологии экстремизма и терроризма министерства по национальной политике и делам религий РД