Послание Главы Дагестана Сергея Меликова Народному Собранию РД

Уважаемые депутаты Народного Собрания! Дорогие дагестанцы!

Ежегодное Послание определяет основные вопросы и приоритеты развития нашей республики. Оно адресовано не только Народному Собранию, но и всем дагестанцам, Правительству, главам муниципалитетов, общественным организациям – всем, от кого зависит эффективное решение поставленных задач.

Многие из прежде обозначенных задач остаются актуальными. Их реализация требует времени и системной работы. Мы продолжаем эту работу с учетом новых вызовов и достигнутых результатов, сосредоточив внимание на ключевых направлениях.

Республика уверенно движется вперед, и главная основа этого движения – стабильность, межнациональное согласие и гражданский мир. Это наше безусловное достояние, которое мы обязаны сберечь.

Серьезные вызовы последних лет, связанные со специальной военной операцией, затронули все сферы жизни. Три года СВО стали испытанием для страны, но успехи наших Вооруженных сил подтверждают: победа России неизбежна.

С чувством гордости отмечаю неоценимый вклад наших земляков в выполнение задач, поставленных Верховным главнокомандующим в зоне специальной военной операции. К сожалению, победа невозможна без жертв и героических усилий. Наш священный долг – обеспечить достойную жизнь участникам СВО и всесторонне поддержать их семьи.

Текущий год решением Президента Владимира Владимировича Путина объявлен Годом защитника Отечества. Буквально на днях мы торжественно отметили 80-летие Великой Победы.

С каждым годом все меньше остается живых свидетелей той войны. Сегодня в республике их осталось всего шестеро: Юрий Петрухин, Валентина Оверина, Ибрагимпаша Садыков, Муса Багаудинов, Галина Белялова, Мария Арзуманова. От всего сердца желаем им здоровья и долгих лет жизни.

Правительству Республики Дагестан необходимо на достойном уровне провести все запланированные мероприятия в рамках объявленного Года защитника Отечества, уделить особое внимание поддержке ветеранов, проявить заботу о защитниках нашей безопасности и их семьях, увековечить память павших героев. Это наш нравственный долг!

Пока наши земляки защищают Родину на передовой, мы должны объединить усилия, чтобы обеспечить им крепкий и надежный тыл. В этой связи выражаю искреннюю признательность благотворительным фондам республики – «Все вместе», «Защитники Отечества», «Память гор», «Инсан» и другие за регулярную помощь участникам специальной военной операции и их семьям, а также организацию поставок гуманитарных грузов как для военнослужащих, так и для мирных жителей в зоне СВО.

Работу, которую Дагестан как регион-шеф проводит в Михайловском районе, без скромности можно назвать значимой: только за прошлый год там было восстановлено 10 социальных объектов. Это школы, детские сады, больницы. После капитального ремонта сдано 7 многоквартирных домов, открыт офис МФЦ и многое другое. Наша республика и дальше продолжит поддерживать тех, кто строит новую жизнь на своей земле, потому что мы своих не бросаем!

Уважаемые депутаты!

Вопреки всяким прогнозам, Россия укрепляет свои позиции и уверенно движется вперед. Мы обязаны быть сильными, а если кто-то еще надеется, что мы споткнемся и упадем, то напомним слова В. В. Путина: «Не дождётесь!» Дагестан вместе со всей страной также демонстрирует устойчивый рост в этих непростых условиях. Сегодня мы работаем над стратегическими задачами, формируя обновленную программу социально-экономического развития до 2030 года.

Прежде всего, отмечу наши достижения в реализации национальных проектов. В 2024 году Дагестан вошел в топ-15 регионов страны по эффективности выполнения связанных с ними задач. Это значимый результат!

Наша республика имеет свои уникальные особенности, региональную специфику и потребности. При этом они органично вписаны в общую стратегию государственной политики России. Ее ключевые ориентиры – безопасность страны и повышение благосостояния граждан. Для эффективного решения поставленных задач считаю необходимым разработать и принять комплексный Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на территории Республики Дагестан до 2030 года.

Этот документ по аналогии с федеральным Единым планом станет стратегической основой нашей работы. Он должен определять ключевые приоритеты Правительства Республики Дагестан, конкретные показатели и пути достижения национальных целей развития республики на ближайшие годы.

Сегодня мы пересматриваем подходы к оценке работы органов власти, вводя новые критерии эффективности, в том числе через призму общественного мнения. Невозможно решить все проблемы разом, но каждый дагестанец должен увидеть проводимую работу, ее системность и результативность.

Уважаемые депутаты, приглашенные!

По итогам прошлого года экономика Дагестана выросла на 6 процентов. Её устойчивому развитию способствует поддержка ключевых секторов экономики, развитие предпринимательства и обеспечение социальной стабильности. Особую роль в этом процессе играют федеральные и региональные проекты и программы.

В Указе Президента Российской Федерации определены национальные цели развития, и большинство из них ориентированы прежде всего на обеспечение устойчивого роста валового регионального продукта.

Председатель Правительства России Михаил Владимирович Мишустин определил целевой ориентир роста ВВП нашей страны в 1,4 раза к 2030 году по сравнению с уровнем 2020 года. Думаю, этот показатель мы можем перевыполнить. Поручаю Правительству Дагестана принять все необходимые меры по обеспечению роста валового регионального продукта по республике в 1,5 раза.

Особую роль может сыграть рост инвестиционной активности. К 2030 году он должен составить не менее 50 проц. относительно 2020 года. Этого мы намерены достичь путем сокращения административных барьеров и развития эффективных механизмов поддержки предпринимательства и инвесторов.

Необходимо создавать новые предприятия, рабочие места, обеспечить подготовку кадров под запросы экономики, повышать реальные доходы населения через рост заработной платы, расширение предпринимательских доходов. Для этого будем развивать транспортную, энергетическую и коммунальную инфраструктуру, повышать эффективность в сферах ЖКХ, промышленности и строительства.

По каждой цели определены конкретные ориентиры на плановый период. Их достижение обеспечивается мерами, заложенными в национальных проектах. Они формируют единую стратегию устойчивого развития страны и республики.

Все эти направления должны быть отражены в обозначенном мною Едином плане по достижению национальных целей развития Республики Дагестан до 2030 года. Главное – эффективное использования бюджетных средств и достижение конкретных результатов.

Дальнейшему экономическому росту нашей республики служит Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года. По моему поручению ведется работа по её актуализации с учетом новых приоритетов, определенных на федеральном уровне. Важной задачей при этом является синхронизация обновленной Стратегии с Единым планом.

Отдельно подчеркну, что в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, Республика Дагестан, как геостратегическая территория, является участником ряда комплексных мероприятий. В первую очередь это дальнейшее раскрытие транзитного и логистического потенциала региона с учетом развития международного транспортного коридора «Север – Юг» и повышение связанности транспортного каркаса Северо-Кавказского федерального округа.

Также предусмотрены развитие народных художественных промыслов, санаторно-курортного, этнокультурного туризма и агротуризма, модернизация коммунальной инфраструктуры, в том числе обеспечение населения качественной питьевой водой, развитие агропромышленного комплекса с глубокой переработкой сырья и повышением конкурентоспособности сельских территорий.

Важным направлением остается ускоренное развитие опорных населенных пунктов республики. Их надо классифицировать в зависимости от значения и роли в приоритетах комплексного развития территорий, в том числе Каспийского прибрежного кластера. Поручаю Правительству Республики Дагестан организовать и завершить эту работу в текущем году.

Как я уже сказал, предпринимательская и инвестиционная активность – один из ключевых факторов, обозначенных Президентом Российской Федерации в рамках достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика».

В республике действует комплексная система по работе с инвесторами – от сопровождения проектов, включая формат «единого окна», до формирования комфортной нормативной базы. Особое внимание уделено проекту «СВОй бизнес» для участников специальной военной операции, ветеранов боевых действий и их семей. Программа направлена на развитие предпринимательских компетенций и запуск собственных инициатив у этой категории граждан. Кстати, Дагестан вошел в число четырех пилотных регионов страны, где этот проект будет реализован. Он предполагает предоставление его участникам целого комплекса услуг. Все меры поддержки будут интегрированы в Цифровую платформу МСП.РФ, где предприниматели смогут получать услуги в удобном и доступном формате.

Важным направлением для республики является грантовая и инвестиционная поддержка туристического бизнеса. В рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство» предприниматели могут претендовать на единую субсидию, которую можно направлять на обустройство пляжей и туристических маршрутов, создание зон отдыха, закупку и прокат оборудования, а также разработку новых туристических продуктов.

Дополнительно для субъектов туриндустрии предусмотрены льготные кредиты на строительство крупных объектов туристического притяжения, таких как парки развлечений и аквапарки, а также субсидии на строительство модульных гостиниц и кредитование возведения крупных гостиничных комплексов от 120 номеров.

Комплексные меры поддержки предусмотрены и для IT-сферы, которая в условиях санкционного давления требует особого внимания.

Поддержка малого агробизнеса является одним из приоритетных направлений экономической политики в Дагестане, поскольку наш аграрный сектор формирует пятую часть валового регионального продукта и обеспечивает занятость трети экономически активного населения. С 1 января 2025 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации (от 25 декабря 2024 года № 1893), обновлена государственная программа развития сельского хозяйства. Изменения направлены на повышение технологического уровня производства и усиление кадрового потенциала отрасли. Государство компенсирует часть расходов агропредприятий по соглашениям о целевом обучении в аграрных вузах, ученическим договорам, а также по оплате труда и проживания студентов, проходящих практику в хозяйствах.

Дополнительные меры поддержки предусматриваются в рамках некоторых грантовых программ («Агротуризм», «Агропрогресс», «Агростартап», «Агромотиватор»). Особое внимание будет уделено ветеранам СВО, желающим начать свое дело.

Гранты предусмотрены для социальных предприятий – до 500 тысяч рублей в 2025 году, проектов, работающих на импортозамещение, а также для молодых предпринимателей. Им государство предоставляет гранты (в размере от 100 до 500 тысяч рублей субъектам малого и среднего бизнеса в возрасте от 14 до 25 лет). Средства можно направить на аренду и ремонт помещений, закупку оборудования и материалов, оплату коммунальных услуг и иные нужды.

Президент России Владимир Владимирович Путин обозначил развитие технологического предпринимательства как одну из ключевых задач экономики. Речь идет о создании устойчивого инновационного бизнеса. Технологическое предпринимательство опирается на использование передовых научных знаний и разработок, права на которые принадлежат самой компании.

В этой связи призываю дагестанских предпринимателей и ученых активно включиться в развитие нового стратегически важного направления. Особенно перспективна сфера информационных технологий. Здесь процесс коммерциализации новых разработок наиболее динамичен. При этом важно объединить усилия по продвижению технологического предпринимательства с уже действующими мерами господдержки IT-сферы.

Уважаемые коллеги!

Перейду к текущему состоянию дел. Мы поэтапно устраняем проблемы, хотя дагестанцам их решение нужно было еще вчера. Не хватало электричества, питьевой воды, канализационных сетей. Который год мы занимаемся повышением надежности электрохозяйственного комплекса (кстати, после реконструкции АГРС в газовом хозяйстве практически сняли проблему нехватки газа в пиковые периоды). Для подачи качественной питьевой воды строится магистральный водовод Чиркей – Махачкала – Каспийск, уже поступает вода в Буйнакск. Занимаемся водопроводными и канализационными сетями Хасавюрта и Дагестанских Огней. Определились с источниками финансирования очистных сооружений Махачкалы, Каспийска с подводящими канализационными коллекторами. Всё это стоит колоссальных средств, но мы взялись за эту работу и доведем её до конца! И, конечно же, занимаемся проблемами мусора, позже более подробно остановлюсь на этом.

Сегодня важно сфокусироваться на реализации «прорывных» проектов, направленных на развитие промышленности, энергетики, сельского хозяйства, туризма. Сегодня в республике уже шесть таких инициатив, совокупная стоимость которых превышает 600 млрд рублей, из них 400 млрд – частные инвестиции.

Также призываю бизнес-сообщество активнее участвовать в реализации национальных проектов в стратегически значимых направлениях, касающихся специальной военной операции, например в проекте «Беспилотные авиационные системы». Мы обязаны системно сопровождать эти проекты, устранять возникающие риски и инициировать запуск новых, особенно в сферах с наибольшей потребностью в экономическом рывке. Кстати, по этому показателю Дагестан второй год подряд удерживает лидерство в СКФО. Наша задача – сохранить этот статус!

Важным достижением стало внедрение Регионального инвестиционного стандарта. Сегодня в режиме онлайн можно получить полную информацию об инфраструктуре, мерах поддержки, инвестиционных площадках и преференциях, доступных в республике.

В 2023 году мы стали одним из пилотных регионов по запуску исламского банкинга. Создан «Фонд партнерского финансирования Республики Дагестан», включенный в реестр участников эксперимента Центрального банка. Хочу подчеркнуть, что к тому времени в республике уже работали структуры, использующие соответствующие финансовые принципы. В этой связи поручаю проработать возможность подключения к эксперименту региональных организаций поддержки малого и среднего бизнеса.

Продолжается работа с инвесторами и на территориях с преференциальными режимами. Наша инфраструктура поддержки предпринимательства – это центры развития, бизнес-инкубаторы, технопарки. В 2024 году предпринимателям была оказана финансовая поддержка на сумму 1,2 млрд рублей. Например, на ТОР «Каспийск» и «Дагестанские Огни» действуют налоговые льготы. Однако сохраняются сложности, связанные с недостаточной инфраструктурной обеспеченностью и затянутым процессом выделения земель инвесторам. Для придания импульса данному направлению в Дагестанских Огнях поручаю Правительству Республики Дагестан подготовить документы для создания новой инвестиционной площадки площадью до 150 гектаров с целью запуска новых проектов в интересах социально-экономического развития этого моногорода.

Малый и средний бизнес играет ключевую роль в экономике региона. Для ИП и организаций на упрощенной системе налогообложения у нас установлены одни из самых низких налоговых ставок в стране. Замечу, что в других регионах ранее введенные ковидные льготы отменяются или пересматриваются. Считаю необходимым перейти к системе дифференцированных ставок «по упрощенке», при которой бизнес, наращивающий занятость, будет платить меньше, а те, кто сокращает штат, – больше. Бизнес, обеспечивающий оформление трудовых отношений в численности, адекватной соответствующей отрасли, получит льготы, а если с работниками не оформлены трудовые договоры и оплачивают им зарплату в конвертах, то такой бизнес не должен получать от государства налоговые льготы. Это, по сути, «льгота за честность». Решение должно быть принято до начала следующего налогового периода, чтобы бизнес мог своевременно адаптировать свои планы.

Одновременно мы должны продолжить борьбу с теневым предпринимательством. В прошлом году зональные рабочие группы помогли поставить на налоговый учет 9,7 тысячи новых субъектов. Но этого недостаточно. Мы должны привить нашим предпринимателям лозунг «Честным быть – выгодно!» Предлагаю подключиться к работе институтам развития предпринимательства и депутатскому сообществу.

Уважаемые коллеги!

По информации Федеральной налоговой службы, задолженность самозанятых граждан в республике перед бюджетом уже превысила 340 млн рублей. Это говорит о наличии системной проблемы с налоговой дисциплиной и эффективностью администрирования в этом направлении. Необходимо в корне изменить подход к организации работы по повышению собираемости налогов. Особенно – в части деятельности зональных рабочих групп. Прирост налогов имеется, но темпы прироста нас еще не устраивают.

Поручаю Правительству Республики Дагестан во взаимодействии с Федеральной налоговой службой подготовить предложения по внедрению системы дистанционного мониторинга хода постановки предпринимателей на налоговый учет. Мониторинг должен вестись, начиная с улиц, домов и населенных пунктов, с привязкой к конкретным объектам коммерческой деятельности. Предлагаю обеспечить цифровизацию всех объектов торговли, сервиса и услуг – с нанесением на карту и актуализацией информации о зарегистрированных субъектах хозяйствования. Это позволит создать прозрачную и преемственную систему контроля.

К примеру, предлагаю запустить проект «Зеленая улица» – образцовую модель соблюдения налогового законодательства. Начать можно с улицы Магомеда Ярагского в Махачкале, где и в начале и в конце расположены здания Федеральной налоговой службы. На этом участке должна быть обеспечена публичная прозрачность исполнения налоговых обязательств и выстроен живой механизм популяризации честного бизнеса.

Также предстоит увеличить доходную базу консолидированного бюджета в сфере добычи полезных ископаемых. Предлагаю провести контрольные маркшейдерские замеры на месторождениях с использованием современных средств измерения, в том числе беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптеров). Это позволит объективно определить фактический объем добычи, соотнести его с лицензионным участком, нормативными потерями и утвержденной технологией разработки. Такой подход также будет способствовать увеличению поступлений в бюджет республики.

Необходимо пресекать деятельность незаконных карьеров по добыче песка в рекреационной зоне на берегу моря, приводя в негодность пляжные и береговые территории. Вместе с тем нельзя допустить и дефицита песка для различных строек, дорог, индивидуального жилого домостроения. В этих целях целесообразно организовать добычу речного песка с одновременным дноуглублением рек. Так, при ежегодной угрозе паводковой ситуации на реке Терек в пределах Бабаюртовского района в зону затопления попадают более 100 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения, железная дорога, автодороги, газопроводы, линии электропередачи, а также несколько десятков населенных пунктов. К тому же Правительством Республики Дагестан ежегодно проводится определённая работа по дноуглублению и очистке русла реки Терек. Поручаю Правительству республики, в частности Минприроды РД, проработать механизм решения данного вопроса.

Уважаемые депутаты!

В текущем году бюджетная политика сформирована с соблюдением принципов сбалансированности. Все расходные обязательства обеспечены источниками финансирования. Продолжает действовать режим приоритетного финансирования первоочередных расходов. Он был введен в прошлом году с целью минимизации неосвоенных средств и исключения необоснованных остатков на бюджетных счетах. Это позволило повысить дисциплину исполнения бюджета и эффективность использования государственных ресурсов.

Принятые меры в сфере закупочной деятельности уже демонстрируют результаты. Так, за прошлый год экономия составила более 700 млн рублей, что эквивалентно 1,4 проц. от общего объема закупок. Сегодня работает механизм, при котором сэкономленные средства направляются на закупку дополнительных товаров, работ и услуг в рамках утвержденных целевых направлений.

При этом подчеркиваю: главная цель закупочной деятельности – не просто экономия, а повышение качества приобретаемой продукции и услуг, расширение ассортимента, особенно если речь идет о таких чувствительных сферах, как детское питание в школах и детских садах.

Вместе с тем анализ деятельности бюджетных и автономных учреждений свидетельствует о низком уровне организации платных услуг в целом по республике, но особенно – на муниципальном уровне, где уровень доходности не достигает 5 процентов. Полагаю целесообразным, в случаях, не противоречащих законодательству, придать статус казенных бюджетным и автономным учреждениям, имеющим незначительные доходы от оказания платных услуг.

Устойчивость расходной части бюджета невозможна без поступательного роста доходов. В результате совместной работы всех органов власти по увеличению доходной части в 2024 году в бюджеты муниципальных образований Республики Дагестан поступило 18,8 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов. Это выше уровня 2023 года на 31 проц.

По итогам 2024 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета республики составили 66,7 млрд рублей, что почти на 10 млрд рублей больше уровня предыдущего года. Это позитивный результат работы финансово-экономического блока Правительства республики под руководством Руслана Алиевича! Но резервы далеко не исчерпаны.

Важным направлением работы является легализация предпринимательской деятельности. Необходимо сосредоточиться на крупных объектах торговли и сервиса. Не только усиливать контроль, но и доводить до предпринимателей, что республика открыта для конструктивного диалога и предоставляет реальные меры поддержки.

Одним из действенных инструментов «обеления» экономики является продвижение безналичных форм расчетов. Уже сформирована межведомственная рабочая группа, координирующая действия в этом направлении. Поручаю ответственным органам власти консолидировать усилия, обеспечить наращивание доли безналичных операций в расчетах между бизнесом и потребителями.

Особого внимания требует ситуация с задолженностью по налогам и сборам в бюджетную систему. На начало 2025 года задолженность Дагестана по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации составила 12,2 млрд рублей. Совместная работа Правительства и налоговой службы дала снижение задолженности за 2024 год на 800 млн рублей, а задолженность по местным налогам перед бюджетом снизилась на 280 млн. Вместе с тем этот показатель всё ещё остаётся значительным, а по специальным налоговым режимам задолженность увеличилась на 71 млн и составила 590 млн рублей. Поручаю Правительству принять все меры по погашению задолженности, в том числе путем проведения адресной работы с должниками.

Уважаемые депутаты!

Наша общая цель на ближайшую перспективу – формирование в Дагестане благоприятной среды для модернизации и роста конкурентоспособности промышленного комплекса. Необходимо внедрять передовые технологии, активно развивать импортозамещающие производства, а также создавать режим максимального благоприятствования для инвесторов в промышленный сектор республики.

В республике определены приоритетные направления развития. Это авиастроение, радиоэлектроника, легкая и стекольная промышленность, беспилотные авиационные системы, народные художественные промыслы. Особое внимание должно быть уделено привлечению федеральных мер государственной поддержки.

Отдельная тема – развитие кооперации с крупными государственными корпорациями и подготовка кадров для промышленного сектора. Это обязательное условие для успешной реализации масштабных производственных проектов по модернизации действующих промышленных предприятий.

Один из ярких примеров упорядочения бизнеса и выведения из тени – стратегический проект «Город обувщиков». В рамках его реализации предусмотрено удвоение объемов производства обуви и комплектующих, а также запуск новых производств.

В середине 2025 года в рамках развития логистики также ожидается открытие крупного распределительного центра компании «Озон», объем инвестиций в который оценивается в 9 миллиардов рублей.

Запланирован и ряд других крупных проектов. Так, в 2026 году планируется ввод в эксплуатацию нового кирпичного завода с производственной мощностью 48 миллионов штук продукции в год.

Все эти проекты – часть целостной стратегии промышленного развития. Правительству Республики Дагестан поручаю взять их реализацию на постоянный контроль, обеспечить координацию с федеральными органами власти, а также сопровождение на всех стадиях – от проектирования до ввода в эксплуатацию.

Вместе с тем, вклад промышленности как наиболее налогоёмкой сферы в валовой региональный продукт по итогам 2023 года составил всего 4,7 проц. Это не соответствует потенциалу региона. Необходимы системные меры по увеличению доли промышленного производства в структуре нашей экономики.

В республике создан Фонд развития промышленности. Он призван стимулировать промышленный рост, внедрять технологии и расширять импортозамещение. Его инструменты – льготные займы, гранты и субсидии. В частности, предприятиям легкой промышленности уже предоставляется компенсация до 100 млн рублей на закупку оборудования для переработки шерсти и шкур. Фонд также курирует формирование промышленных кластеров в сфере производства строительных и композитных материалов. Поручаю Правительству обеспечить жесткий контроль за эффективным использованием средств Фонда.

Рост промышленности невозможен без инновационного потенциала предпринимательского сектора. Ключевой фактор – наличие квалифицированных кадров. Прошу Правительство активизировать реализацию программы «Профессионалитет», а предпринимателей активно это поддержать!

Уважаемые коллеги!

Агропромышленный комплекс продолжает устойчивое развитие. За 2024 год производство продукции сельского хозяйства выросло на 6,1 проц. В прошлом году на господдержку отрасли направлено более 3 млрд рублей, включая федеральные субсидии. Увеличены посевные площади и объем производства по большинству направлений растениеводства. Развивается садоводство. К примеру, в Ахтынском районе заложен первый в России суперинтенсивный сад на высоте более 1000 метров над уровнем моря. Однако с ростом производства сельхозпродукции все более беспокоит острая нехватка оборудованных хранилищ, что приводит к ощутимым потерям урожая. Больше всего страдает от этого виноградарство. Это наша стратегическая отрасль, на которую приходится 26 проц. всех виноградников России. В прошлом году мы переработали только 234 тыс. тонн винограда. Значительная часть урожая ушла за пределы региона. Введенные в эксплуатацию в 2024 году 4 хранилища не справились.

Поручаю Правительству в приоритетном порядке организовать хранение и логистику урожая, особенно скоропортящихся культур, обеспечить сопровождение соответствующих инвестиционных проектов.

Мы продолжаем курс на возрождение консервной промышленности. Инвесторами возобновлена работа Кикунинского консервного завода. Сегодня предприятие перерабатывает более 1,2 тыс. тонн фруктов, производит 500 тыс. литров соков и обеспечивает работой до 80 человек. В текущем году необходимо обеспечить запуск Чиркатинского консервного завода. Правительству поручаю оказать инвестору всю необходимую поддержку.

Важно вовлекать в оборот неиспользуемые сельхозугодия и обеспечить защиту земель от ветровой эрозии и опустынивания.

Наращиваются объемы в животноводстве, но и здесь необходимо развивать внутреннюю переработку и смежные подотрасли – производство куриных яиц, сливочного масла и т. д.

Дагестан является лидером по производству высококачественной шерсти в стране. У нас уже предпринимаются меры по её глубокой переработке. Прошу Правительство обеспечить реализацию утвержденного Плана мероприятий и поддержку имеющихся инвестиционных проектов.

Серьезные инвестиции требуются и в рыбную отрасль. Необходимо создавать новые рыбоводные хозяйства, обеспечивать развитие товарного форелеводства и осетроводства, наращивать мощности по переработке рыбы.

Федеральным центром в 2025 году приняты и действуют инновационные инструменты и механизмы поддержки аграриев. Прошу Правительство и профильные организации обеспечить активное внедрение этих механизмов на практике.

Уважаемые депутаты!

Развитие экспортного потенциала – основа для устойчивого экономического роста Республики Дагестан. Сегодня республика сотрудничает с более чем 60 странами в торгово-экономической, научной, культурной и гуманитарной сферах. Например, в Минске подписан План мероприятий на 2025–2028 годы в рамках двустороннего соглашения между Правительствами Беларуси и Дагестана. Документ включает свыше 20 мероприятий, в том числе совместные производства, кооперацию в сфере шерстепереработки и продвижение дагестанской продукции. Внешнеторговый оборот с Республикой Беларусь вырос на 15 проц. Аналогичным образом поддерживаются и развиваются межрегиональные связи со всеми субъектами Российской Федерации.

Поручаю Правительству продолжить активное продвижение продукции дагестанских производителей на рынки стран Центральной Азии, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Африки, а также обеспечить реализацию всех инструментов Экспортного стандарта 2.0, входящего в национальный проект «Международная кооперация и экспорт».

Мы также должны действовать в тесной синхронизации с Указом Президента о национальных целях, Единым планом по достижению национальных целей в Республике Дагестан до 2030 года, актуализированной Стратегией социально-экономического развития Дагестана.

Особо отмечу, что на федеральном уровне приняты принципиальные решения о развитии дагестанского участка международного транспортного коридора «Север – Юг». Это реальные перспективы для Дагестана стать транзитным узлом международных грузопотоков, получать стабильные доходы в региональный бюджет, развивать сопряженные отрасли экономики: промышленность, АПК, логистику, туризм и строительство.

Необходимо сформировать логистический каркас республики, включающий хранилища и склады временного хранения, таможенные терминалы, транспортно-логистические комплексы, автосервисные станции и объекты дорожной инфраструктуры.

Строительство обходов наших крупных городов – это не только хороший импульс для развития, но и новые возможности для бизнеса. Предстоит отбор инвесторов для развития инфраструктуры и объектов обслуживания населения, обеспечить синхронизацию наших инвестиционных проектов. Такой отбор должен быть конкурентным. Поручаю Правительству установить постоянный контроль за реализацией мероприятий в этой сфере, а бизнес-сообщество призываю активно включиться в реализацию экспортных проектов.

Уважаемые депутаты!

Вопросы, связанные с обращением с твердыми коммунальными отходами, на протяжении многих лет вызывают серьезную обеспокоенность у жителей республики. Это чувствительная тема напрямую влияет на качество жизни и экологическую безопасность. В рамках заключенного концессионного соглашения с ООО «Республиканский экологический оператор» на территории региона реализуется строительство шести современных объектов по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов.

Речь идет о трех полигонах и трех мусоросортировочных комплексах в Дербентском, Карабудахкентском, Кумторкалинском и Хасавюртовском районах. Уже завершено строительство полигона в Кумторкалинском районе. Остальные объекты находятся в высокой степени готовности и должны быть введены в эксплуатацию до конца текущего года.

Мы должны навсегда уйти от практики стихийных свалок и беспорядочного захоронения мусора. Поручаю ответственным органам власти обеспечить завершение всех работ в установленные сроки, получение необходимых разрешений и начало полноценной эксплуатации нового оборудования по переработке твердых коммунальных отходов.

Градостроительная деятельность в Республике Дагестан, к сожалению, во многих случаях не отвечает современным требованиям. Необходимо комплексно развивать территории. Речь не просто о застройке земельных участков, а о создании качественной городской среды и благоприятных условий для жизни населения. Недопустимо строительство жилых комплексов без соответствующей социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

В прошлом году было принято решение о возведении микрорайона «Ипподром» в г. Махачкале. Проект предусматривает строительство жилья и социальной инфраструктуры – поликлиники, детского сада, физкультурно-оздоровительного комплекса. Правительству Республики Дагестан необходимо взять на контроль создание здесь полноценной социальной инфраструктуры, а также реализацию аналогичных проектов комплексного развития в других муниципалитетах.

Особое беспокойство вызывает практика незаконного строительства. На сегодня в реестр самовольно возведенных объектов внесено 1698 строений, из них 868 – многоквартирные дома. В рамках работы Правительственной комиссии рассмотрены и утверждены решения в отношении 213 многоквартирных домов, по которым имеются судебные акты о признании права собственности. Однако системная работа должна быть продолжена. В этой работе самое главное – обеспечение безопасности наших граждан.Необходимо завершить полную инвентаризацию многоквартирных домов на всей территории республики, привести завершенные объекты в соответствие с градостроительными нормами, реализовать план-график по сносу незаконных многоквартирных домов, утвержденный администрацией г. Махачкалы.

В прошлом году в столице нашей республики был введен мораторий на выдачу разрешений на новое строительство. До начала любого строительства должна быть определена возможность подключения объекта к инженерным и коммунальным сетям, транспортной и социальной инфраструктуре. Сегодня стихийная, уплотненная застройка приводит к ухудшению качества жизни махачкалинцев.

Поручаю Правительству совместно с органами местного самоуправления разработать механизм комплексного межведомственного обследования таких объектов, обеспечить подготовку официальных заключений о техническом состоянии и законности таких строений, предусмотреть ответственность должностных лиц, участвующих в таких обследованиях, вплоть до уголовной.

Фундаментальным элементом планомерного развития территорий является наличие актуальной документации территориального планирования. Вместе с тем из 42 схем территориального планирования муниципальных районов республики актуальны лишь 5, остальные 37 требуют доработки. Не лучшая ситуация и с генеральными планами. Из 708 муниципальных образований только 256 имеют утвержденные генпланы.

Рекомендую органам местного самоуправления в срочном порядке завершить разработку генеральных планов. Муниципалитетам, не приступившим к данной работе, предусмотреть средства в местных бюджетах и включить соответствующие мероприятия в план работы на ближайший финансовый период. Поручаю Правительству Республики Дагестан определить должностное лицо, ответственное за координацию исполнения вышеуказанных поручений – на уровне не ниже заместителя министра. Одинаковая ответственность должна быть как у муниципалитетов, так и у Минстроя РД. Также целесообразно инициировать разработку мастер-планов, особенно в крупных населенных пунктах и ключевых для развития районах республики.

Необходимо, наконец, утвердить генеральный план Махачкалы. Без этого основополагающего документа мы не можем эффективно планировать развитие инфраструктуры, создавать комфортную городскую среду, решать проблемы транспортных заторов, обеспечивать доступность социальных объектов и рационально использовать земельные ресурсы. Отсутствие утвержденного генерального плана Махачкалы приводит к хаосу в застройке, неконтролируемому росту города, ухудшению экологической ситуации и, что особенно важно, к созданию рисков для безопасности жителей.

Поэтому я требую от органов местного самоуправления г. Махачкалы максимальной оперативности и ответственности. Откладывать этот вопрос дальше – значит, искусственно замедлять развитие Махачкалы и Дагестана в целом!

Уважаемые коллеги!

В Дагестане продолжается расселение непригодного для проживания жилищного фонда. В ближайшее время будет разработана и утверждена республиканская адресная программа переселения граждан из аварийного жилья. Она будет осуществляться в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни». По предварительным прогнозам, объем федеральной поддержки за счет средств ППК «Фонд развития территорий» на период 2025–2030 годов составит 1,2 млрд рублей. Однако при текущей стоимости одного квадратного метра жилья в республике (76,5 тыс. руб. по состоянию на I квартал 2025 года), очевидно, что этих средств явно не хватит. Поэтому администрациям муниципалитетов придется привлекать инвесторов для расселения аварийного жилищного фонда.

Особого внимания требует обеспечение жильем граждан из социально уязвимых категорий. В период с 2021 по 2024 год за такой помощью обратилось более 4,5 тыс. человек. Однако при ежегодном выделении на эти цели 300 млн рублей из республиканского бюджета удается обеспечить жильем только 70–75 семей в год. Это привело к накоплению кредиторской задолженности в размере 160 млн рублей. В этой связи прошу Правительство Республики Дагестан рассмотреть вопрос об увеличении лимитов финансирования по обеспечению жильем инвалидов I группы и семей, воспитывающих детей с инвалидностью.

Также предлагаю обязательно резервировать не менее 5 % жилья, возводимого инвесторами на территории республики, для предоставления его гражданам, имеющим право на получение жилья по договорам социального найма. Это позволит снизить нагрузку на бюджет и решит проблему очередей.

Не менее острой остается проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодня в списке на получение жилья состоят 4290 человек, более чем у 80 проц. из них (3582) наступило право на жилье по достижении 18 лет. При этом 420 судебных решений уже обязывают предоставить жилье вне очереди. Прошу Правительство Республики Дагестан рассмотреть возможность выделения дополнительных финансовых средств на выполнение обязательств перед данной категорией граждан!

Уважаемые депутаты!

Пространственное развитие территорий нуждается в современной системе учета и эффективного управления недвижимым имуществом и земельными ресурсами. В рамках реализации программы «Национальная система пространственных данных» республика в полном объеме выполнила взятые на себя обязательства перед Управлением Росреестра. Прошу обеспечить продолжение данной работы с одновременным утверждением документов территориального планирования.

Результатом системной работы в 2024 году стало увеличение количества объектов налогообложения: на 95,5 тыс. земельных участков и 36,4 тыс. объектов капитального строительства. Это позволило привлечь дополнительные налоговые поступления в бюджет в размере 440 млн рублей по налогу на имущество физических лиц. Поручаю главам муниципальных образований совместно с Минимущества республики активизировать работу по выявлению коммерческих объектов недвижимости с некорректно отраженными сведениями в ЕГРН.

На 2025 год утвержден перечень из почти 49 тыс. объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости. Однако по информации ФНС России по Республике Дагестан, по 18,9 тыс. объектов отсутствуют сведения о правообладателях и адресных характеристиках. Это недопустимо. Прошу Правительство и Управление Росреестра обеспечить выявление собственников и корректное внесение данных в реестр.

Необходимо продолжить кадастровые работы по уточнению границ земель, в первую очередь – сельхозназначения и земель отгонного животноводства. Отдельное внимание должно быть уделено вовлечению в хозяйственный оборот земель федеральной собственности, особенно в прибрежной зоне Каспийского моря, включая участки в границах туристско-рекреационной ОЭЗ в Дербентском районе.

Отдельно остановлюсь на вопросе эффективного использования государственного имущества. Проверки показали наличие большого количества объектов в неудовлетворительном, аварийном состоянии и не используемых по назначению. При текущих условиях дефицита бюджета необходимо активнее использовать механизмы государственно-частного партнерства. В Перечне имущества, свободного от прав третьих лиц, содержатся 144 объекта, из которых 19 уже переданы в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях. Однако этого недостаточно.

В этой связи прошу Правительство разработать и утвердить нормативно-правовые акты, расширяющие основания и формы имущественной поддержки субъектов предпринимательства, а также проработать механизм передачи ветхого и неиспользуемого имущества в аренду на льготных условиях с инвестиционными обязательствами арендаторов.

Назрела необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты Республики Дагестан, определяющие механизм предоставления, использования и изъятия неэффективно используемых земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности республики. Для этого следует пересмотреть нормы, регламентирующие использование земель отгонного животноводства, к примеру, в части отчуждения неиспользуемых государственных трасс скотопрогонов без условия обмена на прилегающие к ним земельные участки.

Прошу администрации муниципальных образований Республики Дагестан принять меры по соблюдению норм федерального законодательства на своих территориях. Также прошу Минимущества Дагестана усилить контроль над эффективным и рациональным использованием земель федеральной, республиканской и муниципальной собственности. В этой связи предлагаю создать при этом ведомстве отдельное структурное подразделение, либо подведомственное учреждение для осуществления земельного надзора (контроля) на территории республики.

Государственные или муниципальные земли необходимо вовлекать в хозяйственный оборот. В том числе через их предоставление под масштабные инвестиционные проекты. В 2024 году рассмотрено 32 ходатайства о предоставлении земель в аренду без торгов. По 8 из них принято решение о выделении 48,7 га земли на территориях Каякентского, Дербентского, Гергебильского, Карабудахкентского районов и города Каспийска. Однако анализ показывает, что отсутствует действенный механизм контроля за реализацией таких проектов.

В этой связи поручаю Правительству внести в нормативную базу изменения, предусматривающие обязательное заключение инвестиционного соглашения между Республикой Дагестан и инвестором, в которое будет включен четкий перечень взаимных обязательств и механизмов контроля, сроков создания инженерной и транспортной инфраструктуры. На стадии рассмотрения ходатайств необходимо исключить все возможные риски, обеспечить предварительную экспертизу проектов и согласование инфраструктурного обеспечения.

Подробнее по ссылке