Участники круглого стола в Махачкале, посвященного вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания, пришли к единому мнению о необходимости смещения акцентов в воспитательной работе. По общему признанию, ключевым звеном должны стать родители и педагоги, а не прямые воздействия на детей.
Эксперт Антитеррористической комиссии РД Магомед Магомедов сформулировал новый подход к воспитательной работе, предложив вести ее в строгой последовательности: сначала работа с родителями, потом с учителями, и лишь затем с детьми. Специалист аргументировал это тем, что эпизодические мероприятия в образовательных учреждениях не дают устойчивого эффекта без поддержки и закрепления в семейной среде.
Кроме того, Магомедов затронул тему низкого уровня правовой осведомленности среди подростков. По его информации, многие молодые люди, привлекаемые к ответственности за противоправные действия в интернете, не осознавали последствий своих поступков. В качестве решения он рекомендовал усилить правовой блок в школьной программе и развивать институт наставничества с привлечением авторитетных личностей.
Отдельным вопросом повестки стал контроль за неформальными спортивными направлениями. Как сообщил министр спорта Дагестана Сажид Сажидов, в регионе действует запрет на проведение турниров по так называемому «поп-ММА», а участникам таких лиг закрыт доступ к тренировкам в государственных спортзалах. При этом глава ведомства признал сложности с контролем над частными клубами, отметив, что эту работу ведут совместно с надзорными органами.
Представители образования председатель парламентского комитета Елена Павлюченко и директор школы Сапижат Мазаева в своих выступлениях единодушно акцентировали первостепенную роль семьи. Павлюченко поделилась наблюдениями с семейного фестиваля, где дети проявляли искренние положительные эмоции от совместного времяпрепровождения с родными. Мазаева, в свою очередь, указала на тревожную тенденцию подмены живого общения и внимания к ребенку материальным обеспечением.
Итогом дискуссии стало то, что формирование устойчивой системы ценностей у подрастающего поколения требует скоординированных действий всех сторон: семьи, образовательных учреждений, государственных структур и гражданского общества.