Донбасс снится ночью

Для него СВО – момент истины. А слова о любви к Родине звучат как клятва. Получив тяжелое ранение, Кайиб Тагиров (на снимке) долго лечился в госпитале им. Бурденко в Москве, но у него не пропало желание вернуться туда, где пекло, где боевое братство, где вечная боль о погибших товарищах. И он должен вместо них дожить до победы, которая обязательно наступит.

Не особо разговорчивый Кайиб Тагиров считает, что лучше всего о тебе говорят поступки там, где особенно ощущаешь цену Родины. Когда ты чувствуешь кожей, что должно происходить в доли секунды на поле боя, чтобы прорвать оборону противника, превосходящего в разы по численности. Именно тогда появляется боевой кураж.

– Так вышло, что для меня спецоперация – та грань, переступив которую, я вывел для себя формулу жизни. Главное в ней – не оставаться равнодушным, сохранить в душе желание быть полезным своей стране, малой родине и находиться рядом с теми, кто с оружием в руках отстаивает суверенитет страны, – говорит ветеран СВО.

Каждый боец понимает, что без надёжного тыла нет успеха в зоне боевого соприкосновения. Вот почему неравнодушные люди делают всё для того, чтобы воины ни в чём не нуждались. А республиканская программа «Доблесть гор», инициированная Главой республики Сергеем Меликовым, направлена на то, чтобы раскрыть потенциал военнослужащих СВО в мирной жизни, получить уникальную возможность показать себя в гражданском секторе .

Рассказывая о себе, ветеран СВО отмечал, что в его судьбе главную роль сыграла семья, где с колыбели впитывались главные человеческие заповеди, которые делают человека человеком.

– Это основа основ, тот нравственный ориентир, что дает путевку в жизнь. Нас трое у родителей, – улыбается он. – И воспитывались мы по-спартански. Отец, следователь по особо важным делам, много работал, оставаясь примером для нас, детей, мама, воспитатель в детском саду, создавала тепло и уют домашнего очага. Семейные ценности основывались на образе жизни, в котором не было места безделью, пустому времяпрепровождению, и каждая минута должна была быть отведена полезному делу, учебе.

Кайиб рассказывает, что он родом из Хивского района, села Чувек. Мама, русская по национальности, органично влилась в табасаранскую семью, став своей в отношениях с многочисленной родней. Она рано ушла из жизни, но оставила в памяти светлый образ.

– Когда друзья мне говорят, что она тяжело перенесла бы ожидание сына со СВО, я не соглашаюсь и говорю, что она гордилась бы мной как защитником Отечества.

Кайиб рассказывает о тяжелых боях на Гуляйполе, где его товарищи, попав в окружение, подрывали себя, чтобы не попасть в плен. Погиб и его водитель БТРа, дагестанец. Сам он получил тяжелое ранение, которое и сегодня напоминает острыми болями от сидящих в нем сорока осколков, которые он носит в себе, в шутку называя себя «терминатором»

После школы Кайиб, решив пойти по стопам отца, поступил в правовую академию. Какое-то время занимался предпринимательством. А потом неожиданно для себя самого подписал контракт в Ленинградской области, получив боевую закалку.

– Это был 2014 год, – рассказывает он. – Уже тогда Украина заливалась кровью, было понятно, что избежать боевых действий не удастся, несмотря на то, что наша страна прилагала невероятные усилия, чтобы сохранить мир в Донбассе.

Два года боец прослужил в мотострелковом полку в Дагестане, а еще через два года подписал контракт с полком морской пехоты Краснознаменной Каспийской флотилии.

– Морпехи – это элита Российской армии, они не раз доказывали за многовековую историю свою боевую мощь, умение воевать не числом, а умением, – с гордостью говорит Кайиб. – Помню, как командующий флотилией Сергей Пинчук подтягивал боевую армейскую подготовку, понимая, с чем нам предстоит столкнуться. Мы не просто выполняли поставленные военные тренировочные задачи, а были словно единое целое, чувствуя плечо друг друга.

Он вспоминает, что интернациональный батальон морской пехоты находился в трех часах езды от украинской границы. «Мы кожей ощущали, как нарастает напряжение и веет холодом от «братьев». И когда поступил соответствующий приказ, мы двинулись на боевые позиции, чтобы враг ощутил на себе и понял, почему нас называют «черной смертью». Мы брали одну стратегическую точку за другой. И трудность заключалась не только в том, что и с той, и с другой стороны звучала русская речь. Но нам приходилось помогать мирным украинским жителям с продовольствием, выручая из беды тех из них, кого преследовали бандеровцы. И за время боевых действий накопилось немало печальных историй, от которых щемило сердце».

Запорожское направление. Пологи, Алексеевка, Валерьяновка… Боевой командир вспоминает, как заходил вместе со своими ребятами без единого выстрела в Бердичев, сдавшийся российским морпехам. Но сколько было боев, из которых приходилось выходить с потерями. Донбасс снится ему по ночам, а воспоминания не дают покоя.

– И когда я слышу голоса либералов, проливающих слезы от действий своей страны, у меня сжимаются кулаки, – говорит Кайиб, – и я думаю о том, как было бы здорово отправить этих подонков на линию пересечения, чтобы они поняли, что спецоперация – это для настоящих мужчин, а не для подлецов, кто мечтает угодить США, Евросоюзу, мечтающих уничтожить нашу страну.

Он рассказывает о тяжелых боях на Гуляйполе, где его товарищи, попав в окружение, подрывали себя, чтобы не попасть в плен. Погиб и его водитель БТРа, дагестанец. Сам Кайиб получил тяжелое ранение, которое и сегодня напоминает о себе острыми болями от сидящих в нем сорока осколков, которые он носит в себе, в шутку называя себя «терминатором».

– Я думал, что я уже «двухсотый», когда лежал в прифронтовом госпитале в Пологе. Но военные медики – это боги, подлатав, отправили меня в Москву, и, как видите, я живу, я хожу. И благодарен нашим военным врачам за то, что возвращают наших ребят с того света.

Ветеран СВО рассказывает, как его пригласили на телеканал «Звезда» для участия в программе «Ищу своих». Передача посвящена тем, кто разыскивает родных, близких, друзей, однополчан и сослуживцев, чьи судьбы изменили трагические события на Украине. И журналисты телеканала помогают найти своих родных и близких.

– Для меня встреча на телеканале стала не просто моментом откровения, но и возможностью встретиться с теми, кого я считал погибшими. Речь шла о встрече боевых товарищей, с которыми нас связывали события 5 мая 2022 года в поселке Червоное, где мои бойцы проводили разведку боем. Было немало потерь, – вспоминает гвардии сержант Кайиб Тагиров, – ведь враг значительно превосходил в живой силе, да и в технике тоже.

Морской пехотинец «Домино-2» (такой у него был позывной) со своими ребятами мужественно прикрывал эвакуацию раненых. Тогда под его командованием находилось 12–15 БТРов. Ребята в добровольческом отряде «Барс-8» показали себя мужчинами, настоящими воинами. В ходе тяжелого боя многие из них попали под удары дронов.

Кайиб Тагиров по-прежнему в строю, он начальник розыска 177-го полка морской пехоты Каспийской флотилии. На его военном кителе медали «За отвагу», Жукова, «За доблесть», «За проявленное мужество» – это уже от республики. За каждой из наград – эпизод из истории СВО, истории нашей Победы, которую мы обязательно одержим.