Среди востоковедов и политологов бытует укоренившееся мнение о разделении исламской религии на светское и духовное. Позиция сторонников данной мысли основывается на том, что посланничество Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было направлено исключительно на духовную составляющую жизни человека, его веру и убеждения.
Что касается светской стороны, то она оставалась в пределах знаний самих людей, по их усмотрению и принятым обычаям. Своё мнение они аргументируют определёнными текстами из Корана и Сунны. Если принимать данное мнение в такой интерпретации, то это большая ошибка и заблуждение. Ислам регулирует не только духовную жизнь мусульманина, его взгляды и убеждения, но и весь образ жизни человека, включая также быт и светскую составляющую. Что же касается аятов и хадисов, на которые ссылаются представители данного мнения, то все они указывают только лишь на разницу между обрядами поклонения в религии и деятельностью в бытовой жизни мусульманина, но никак не на разделение светской и духовной жизни.
Позиция о разделении светского и духовного говорит о том, что религиозная жизнь мусульманина ограничивается только несколькими основными религиозными обрядами, такими как намаз, пост, закят и хадж. То есть, данная позиция чётко даёт понять, что мусульманин ведёт такой же светский образ жизни, как и не мусульманин, а вся его религия начинается и заканчивается в мечети, за пределами которой уже начинается светская жизнь, как и у всех. На самом же деле религия ислам включает в себя указания и для обрядов поклонения, и для правил обыденной бытовой жизни. Есть огромная разница между светским образом жизни мусульманина и исламским образом жизни в светской стране.
Для наглядности можно привести пример. Светский образ жизни мусульманина говорит о том, что приказы и запреты, установленные шариатом, касаются его намаза, поста и хаджа, в то время, как, например, запрет на употребление алкоголя или ведения ростовщических дел его не касаются, а относятся к общественной жизни или государственной политике исламских стран. Исламский же образ жизни в светской стране говорит о том, что все приказы и запреты, установленные шариатом, относятся и к религиозным обрядам, и к бытовым делам мусульманина, но учитывая специфику проживания в светском государстве, нормы и правила светского общества. Кроме того, шариат обязывает соблюдать не только веления относительно личной жизни мусульманина, но и соблюдение законов и порядков, принятых в данном государстве, если это не является греховным. То есть, исламский образ жизни регламентирует весь порядок проживания мусульманина в светском обществе, указывая на индивидуальную и общественную пользу, а также на развитие человека, общества и государства в целом. В отличие от светского образа жизни, где мусульманин не руководствуется исламскими принципами в своей обыденной бытовой жизни, а ограничивается, в основном, намазом и постом.
Данный вопрос имеет широкую основу для обсуждения, так как многими экспертами он не полностью понимается или же не понимается вовсе. К тому же, до сих пор нет чётких оснований для реализации правильной исламской методологии проживания в светских странах. Единственное решение данной проблемы – это осознание и понимание мусульманами норм и правил проживания в светском государстве, исходя из самой же религии ислам. Понимая ответственность за свои деяния и поступки, мусульмане, даже в своей бытовой жизни будут вести правильный образ жизни, что, в свою очередь, даст толчок развитию всему нашему обществу и государству, в том числе и на международной арене.
