Развитие Махачкалинского порта: стратегический узел МТК «Север – Юг» обсудили в Правительстве Дагестана

Заседание Совета по морской деятельности под председательством премьер-министра Республики Дагестан Абдулмуслима Абдулмуслимова состоялось в 17 декабря. Участники подвели итоги работы за 2025 год и наметили планы по развитию Махачкалинского морского торгового порта до 2030 года, акцентируя его роль в международном транспортном коридоре «Север – Юг».

Глава правительства региона отметил особое значение морского сообщения для транспортной логистики страны и огромный потенциал Дагестана благодаря его геополитическому положению.

«Махачкалинский порт является стратегическим транспортным узлом на Каспийском море. Возрастает его значение как связующего звена между Югом России и государствами Средней Азии, Ираном, Индией. Выгодное месторасположение открывает широкие возможности для развития экспорта и логистики», — подчеркнул Абдулмуслимов.

Ключевые инфраструктурные проекты

В рамках развития порта активно реализуются масштабные проекты:

· Строительство подъездной автодороги длиной 6,7 км, которое планируется завершить до конца 2026 года для увеличения грузопотока и разгрузки улиц Махачкалы.

· Проектирование «Сухого порта» и подъездной дороги к нему протяженностью 15,6 км с завершением проектной документации к февралю 2026 года.

· Капитальная модернизация портовой инфраструктуры: проектирование нового зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн в год, модернизация контейнерной площадки, замена портальных кранов, развитие логистических парков.

· Реконструкция железнодорожного сортировочного парка для увеличения пропускной способности до 4,9 млн тонн в год.

Усиление международного сотрудничества

Премьер напомнил о недавних важных событиях, укрепляющих международные связи порта: встрече российских и иранских экспертов в ноябре в Махачкале и первой международной встрече глав прикаспийских регионов в Иране. Потенциал товарооборота с Ираном, по оценкам, реализован лишь на 10-15%, что открывает значительные перспективы для роста.

Создание особой экономической зоны (ОЭЗ) «Махачкала»

Одним из ключевых драйверов развития должна стать ОЭЗ промышленно-производственного типа. Для резидентов предусмотрены существенные налоговые и таможенные льготы, включая нулевые ставки по ряду налогов и беспошлинный ввоз оборудования. Уже сформирован перечень из пяти потенциальных инвестпроектов с общим объемом инвестиций 12,2 млрд рублей и созданием почти 5 тысяч рабочих мест.

Финансирование и перспективы

Общий объем финансирования только на строительство новой подъездной дороги к порту от трассы Р-215 составляет 8,9 млрд рублей. Реализация всего комплекса мер направлена на превращение Махачкалинского порта в современный мультимодальный логистический хаб международного уровня, связывающий Каспийский регион, Черноморский бассейн, Среднюю Азию и Персидский залив.

«Это не просто шаг к улучшению транспортной инфраструктуры, это стратегически важный вклад в развитие всего региона», — резюмировал Абдулмуслим Абдулмуслимов.

В завершение заседания глава правительства вручил благодарственные письма Министерства транспорта РФ врио министра транспорта Дагестана Магомеду Тагирову и гендиректору АО «Махачкалинский морской торговый порт» Джамалу Алиеву.