«Образование Дагестанской АССР оказало огромное позитивное влияние на все стороны жизнедеятельности народов многонационального Дагестана, в том числе на их социально-культурный прогресс», – заявил главный научный сотрудник отдела новой и новейшей истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, профессор, доктор исторических наук Мирзабек Мирзабеков, выступая на круглом столе, посвященном 100-летию Дагестанской автономии.
Напомним, 13 ноября 1920 года на Чрезвычайном съезде народов Дагестана была провозглашена декларация об автономии Дагестана, а 20 января 1921 года был принят Декрет об образовании Дагестанской АССР. На этой неделе в Махачкале состоятся масштабные мероприятия, посвященные этому знаковому событию. Кроме того, в течение всего 2021 года, объявленного врио Главы Дагестана Сергеем Меликовым Годом 100-летия ДАССР, на территории республики пройдут различные мероприятия.
Как заметил Мирзабек Мирзабеков, образование автономии республики положительно сказалось, в первую очередь, на сфере образования: «Перед Правительством, органами народного образования республики в новых условиях стояла трудная задача – добиться крутого перелома в развитии общеобразовательной школы – важнейшего звена системы повышения общеобразовательного и общекультурного уровня дагестанцев. В 1928-1929 годах в Дагестане насчитывалось 449 общеобразовательных школ, в которых обучалось 32,9 тысячи учащихся».
Вместе с тем, добавил историк, несмотря на заметное расширение сети общеобразовательных школ, их в республике остро не хватало. Тем не менее, в начале 30-х годов дагестанская общеобразовательная школа, как и в целом по стране, приступила к осуществлению начального всеобщего обучения подрастающего поколения. Данный курс был определен постановлением ЦК ВКП (б) от 25 июля 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении» и аналогичным постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 года. В них предусматривалось повсеместное введение с 1930-1931 учебного года всеобщего обязательного обучения детей в возрасте 8-10 лет, не прошедших первых четырех групп единой трудовой школы.
Вопрос о введении всеобщего обязательного начального обучения в Дагестане в соответствии с упомянутыми решениями высших органов государственной и партийной власти страны обсуждался и на сессии ЦИК ДАССР в сентябре 1930 года.
В 1932-1933 учебном году дагестанская общеобразовательная школа в основном завершила переход к всеобщему обязательному начальному обучению подрастающего поколения. Из 152 тысяч детей школьного возраста, по данным на ноябрь 1932 года, обучением было охвачено 134 тысячи, или 88,2%. В последующие годы в республике быстрыми темпами расширялась сеть неполных средних и средних школ. В 1940-1941 учебном году по сравнению с 1937-1938 учебным годом число семилетних и средних школ в республике увеличилось в 1,7 раза, а численность учащихся в 1,4 раза.
«Развитие школьного образования и повышение образовательного уровня населения было неразрывно связано с проблемой ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. Наиболее активно эта работа в Дагестане развернулась в 30-е годы. Только в 1937 году в республике обучением было охвачено 70 тысяч неграмотных.
К началу Великой Отечественной войны Дагестан достиг впечатляющих успехов в ликвидации неграмотности и малограмотности, повышения образовательного уровня взрослого населения. По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, грамотность населения Дагестана в возрасте 9 – 49 лет составила 82,5%», – рассказал эксперт.
После образования Дагестанской АССР была развернута целенаправленная работа по формированию новой интеллигенции. В октябре 1921 года в Дагестане было открыто первое среднее специальное учебное заведение – государственный техникум. На начало 1927-1928 учебного года в восьми техникумах республики обучалось около 900 учащихся.
В начале 30-х годов рост потребности отраслей народного хозяйства и культуры в специалистах высшей квалификации обусловило создание высших учебных заведений в Дагестане: педагогического (1931 год), сельскохозяйственного и медицинского (1932 год) институтов.
Кроме того, в 20-30-е годы властные структуры Дагестана развернули целенаправленную работу по развертыванию сети культурно-просветительных учреждений.
В первое десятилетие советской власти нехватка средств и подготовленных культпросветработников, а также противодействие определенной части местного населения отражались на сети культурно-просветительных учреждений в республике, особенно в сельской местности. Она была незначительной. Однако в 30-е годы сеть культурно-просветительных учреждений в республике заметно возросла, и, спустя 10 лет, в Дагестане насчитывалось 952 клубных учреждения. Во всех районных центрах стали функционировать дома культуры и районные библиотеки.
В 1940 году в Дагестане издавались 5 республиканских, 27 районных, 10 фабрично-заводских, 5 многотиражек. Общий годовой тираж их превышал 20 млн экземпляров.
Новый этап поступательного развития республики, по словам Мирзабекова, характеризовался усилением творческой активности мастеров художественного слова дагестанских народов. Многие дагестанские поэты начинали свою творческую деятельность на страницах местной периодической печати. Так, на страницах аварской газеты «Красные горы» впервые появились стихи Гамзата Цадасы, в кумыкской газете «Елдаш» – стихи Абдуллы Магомедова. Газета «Дарган» опубликовала стихи Азиза Иминагаева, стихи и рассказы Сайгида Абдуллаева. В 30-е годы новыми гранями засверкал талант Сулеймана Стальского и Гамзата Цадасы.
С развитием литературы непосредственно были связаны успехи дагестанского театрального искусства. Русский драматический театр им. Горького, национальные – Аварский, Кумыкский, Лакский, Лезгинский театры – ставили произведения русской классики, советских авторов, лучшие произведения зарубежной драматургии. Значительное место в репертуаре театров занимали произведения дагестанских писателей. Зрителю полюбились, в частности, пьесы А. Салаватова «Красные партизаны», «Айгази», А. Курбанова «Периханум», Р. Фатуева «Горцы» и другие.
«В целом 20-30-е годы характеризовались нарастающими позитивными изменениями в духовном развитии дагестанских народов», – заключил Мирзабек Мирзабеков.