Уже несколько дней, как начался осенний сбор урожая в Дербентском районе. В этом году необходимо собрать урожай с 2000 гектаров земли. По состоянию на 10 июля уборка была завершена уже на 1130 га. Производительность очень низкая, всему этому причина засуха. Об этом говорит начальник управления агропромышленного комплекса Дербентского района Юсиф Герейханов.
— Производители находятся в очень сложной ситуации из-за плохой погоды. Сегодня они борются не за продукт, а за защиту виноградной лозы, используя различные лекарства. Естественно, своевременные меры были приняты и поддерживаются для сохранения влаги. Последний раз в районе шел дождь 12 мая. В такой ситуации, на самом деле, мы хотели списать зерновые поля, путём пахоты тракторов.
Выращивание зерна является прибыльной отраслью. Но в нашем районе производители зерна сильно страдают, чтобы получить прибыль. Хотя производительность труда была невысокой каждый год, фермеры оплачивали большую часть своих расходов, продавая солому. Есть много клиентов грубых кормов. Особенно в последние годы население, проживающее в соседних районах, уделяло больше внимания развитию животноводства, что привело к увеличению спроса на грубые корма. В таких условиях наш район стал для них основным поставщиком.
В этом году средняя урожайность по-прежнему составляет 12-14 центнеров с гектара. Правда, есть фермы с высокой продуктивностью. В этом году эпидемия коронавируса нанесла большой удар по фермерам. Более 80000 тонн капусты было потеряно.
В селе Музаим сельскохозяйственные продукты выращивались на 700 га земли методом капельного орошения. Конечно это хорошо, когда на полях используется профессиональная техника, выращивают высококачественные продукцию, для сельского жителя, это как сказка. Фермеры используют семена и лекарства высшего качества, чтобы получить богатый урожай. Специалисты Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики, даже были поражены производственной культурой. К сожалению, иногда дела идут не так, как вы хотите. В марте границы были закрыты специальным режимом, и поездки были запрещены. Многие люди потеряли работу. До этого, большинство жителей сёл Рукель, Джалган и Митаги были обеспечены работой и содержали свои семьи. Было бы неплохо написать все это как положительный момент. Но были и неприятные ситуации. Переезд более 100 семей из села в Краснодарский край является поводом для беспокойства. Они не обычные жители, а мастера высокой урожайности. С этой точки зрения это можно считать потерей.
Недавно в своем выступлении на национальном телеканале я обратился к своим коллегам в Махачкале с призывом создать условия для продажи своей продукции производителям из нашего района.
Для жителей города было бы полезно парковать свои машины возле жилых домов и продавать им свою продукцию. В то же время это позволит людям продавать свою продукцию намного ниже рыночных цен, а главное, не позволит им вместе собираться.
Министерство сельского хозяйства недавно обратилось к администрации города Махачкалы с просьбой решить эту проблему.
В городах ситуация такова, что посредники сначала устанавливают киоск для покупки и продажи продуктов, затем киоск превращается в магазин, а затем строится супермаркет. Большинство производителей страдают от этого. Если для производителя будут созданы прямые условия, цена продукции будет как минимум на 40-50 процентов дешевле, чем на махачкалинском рынке. Конечно, нашим людям все будет проще, они могут продавать свою продукцию без посредников.
Одна из проблем, вызывающих беспокойство сегодня, связана с виноградарством. Как известно, Госдума приняла новый закон о виноградарстве и виноделии. Прежде всего, закон должен разрешить продавать выращенный виноград по необходимой цене. Или в предыдущие годы производители были вынуждены продавать свою продукцию на 10-12 рублей ниже себестоимости. Руководители перерабатывающих предприятий стараются каждый год снижать цену на продукт под разными предлогами. Это ставит некоторые фермы в банкротство. Например, агрофирма Низами является тому примером. В настоящее время в этой ферме применяется внешнее управление. По нашим подсчетам, цена одного килограмма винограда в этом году должна быть не менее 25 рублей. Трудно сказать, какой будет цена продажи продукта, если нефтеперерабатывающие заводы будут такими же устойчивыми, как и в предыдущие годы. Фактически, после принятия закона правительство должно разработать нормативные акты и отправить их на места. Согласно этому документу, распределение цен должно быть раскрыто. Ситуация на виноградниках районных хозяйств хорошая, урожай высокий. В этом году необходимо собрать более 7000 гектаров. Нехватка поливной воды — самая актуальная проблема сегодня. В Самур-Дербентском канале или в реках, протекающих через регион, недостаточно воды. Кроме того, проблема с водой в реке Уллу вызвала конфликт между жителями двух соседних районов. Ранее более 200 молодых парней с обеих сторон собрались и хотели совершить бойню. Мы вовремя вмешались и сумели относительно решить эту проблему. Фактически этот вопрос должен решаться на уровне правительства республики.
Некоторые хозяйства хотели начать эту работу, так как в этом году в регионе планируется посадить новые виноградники. Новые запланированные виноградники были посажены на крестьянском хозяйстве Мамалиева и агрофирме Татлар. Обе фермы используют капельное орошение. В оставшихся хозяйствах мы поставили под сомнение посадку новых виноградников. Наше решение заключается в следующем: мы не будем подписывать какие-либо документы без использования капельного орошения. Капельное орошение — единственный выход для производителей. Вокруг Уллу чая было посажено до 8 000 гектаров виноградников. Можно ли выращивать зерновые или думать о посадке новых виноградников в то время, когда 200 литров воды текут, вместо 5-6 кубометров в час из реки каждый день?
Кроме того, как можно назвать действия жителей Кайтагского района, проводящие митинги и создающими конфронтацию?
Вместе с руководителем водного хозяйства региона Турабом Сурхаевым мы встретились с жителями района и сказали им, что подобные выступления недопустимы, в противном случае они будут официально обжалованы в правоохранительных органах.
Я также благодарю начальника полиции поселения Мамедкала, который во время нас проинформировал.
Керим Керимов