В рамках медиафорума «Региональные СМИ в условиях новой цифровой реальности: векторы развития», проходящего в Махачкале, прошла серия мастер-классов. Их организаторами, которые пришли поделиться своим журналистским опытом, выступили: первый заместитель главного редактора ТАСС Лана Самарина и руководитель Региональной службы ТАСС Андрей Цицинов. В качестве модератора выступил заместитель Генерального директора ИА «Интерфакс» Михаил Кетько.
Журналисты республиканских изданий задавали вопросы, вставляли свои замечания и вступали в дискуссию. Дискуссия открылась с обсуждения дальнейшей судьбы классических СМИ в новых цифровых условиях. Коснулись причин сокращения тиража печатных изданий, говорили о злободневных проблемах традиционных средств информации, как-то: что делать газетам для удержания аудитории, как не позволить блогерству вытеснить себя, и каким образом расширять круг потребителей?
По этому поводу высказался первый заместитель главного редактора «Российской газеты» Михаил Чкаников. Тенденцию к сокращению тиража газет он объяснил следующими факторами: во-первых, все издания стремятся к дешевому способу доставки информации; во-вторых, этому неосознанно поспособствовали сами журналисты, которые предварительно на сайт выкладывали материалы, которые должны были выйти в номер. «А кому нужна газета, когда, например, интервью уже прочитано в электронной версии, причем бесплатно?», – заметил Чкаников.
Особый акцент в ходе мастер-классов сделан был на работе национальных средств массовой информации в новых медийных условиях. Лана Самарина отметила, что национальные СМИ (особенно в Дагестане, где газеты издаются на больше чем десяти национальных языках) – это не просто инструмент обработки и передачи информации. Такие издания, по ее мнению, скорее играют культурно-просветительскую роль. Также она подчеркнула важность знания журналистом своей аудитории и ее запросов.
Говоря о том, как сделать региональные новости интересными и привлекательными для федеральных СМИ, Самарина посоветовала журналистам отнестись к даже малозначимому информационному поводу творчески. Креативный подход, по ее словам, возносит любое вроде бы прозаичное и несенсационное событие в одно из самых читаемых материалов – в ленту новостей.
Андрей Цицинов большей частью растолковывал структурные особенности подготовки новостей и их продвижение на различных платформах, в том числе в социальных сетях. Творческая составляющая в материале и красивая форма, по мнению Цицинова, – это то, что интригует читателя и задерживает его внимание. Что касается содержательной части, он на конкретных примерах разъяснил значение викторин, кроссвордов, розыгрышей и прочих увлекательных способов привлечь аудиторию.
Цицинов также призвал коллег обратить внимание на проблему потакания журналистами любым вкусам и интересам аудитории, какими бы дурными и нездоровыми эти интересы ни являлись. Ссылаясь на Владимира Ленина, он подчеркнул особую воспитательную функцию СМИ. Если не журналисты, в руках которых сосредоточены мощные ресурсы формирования общественного сознания, кто тогда будет воспитывать читательскую паству? «Ради пресловутой кликабельности мы зачастую идем за аудиторией. Мы не управляем процессом», – констатировал Цицинов.