Одной из лучших учительниц родного языка Ерсинской средней общеобразовательной школы Табасаранского района является Мусаева Минеханум Мусаевна. Она умеет правильно подбирать методику преподавания родного зыка и литературы, мастерски изложить материал, довести до учеников и привить любовь к родному языку. Благодаря такому подходу её ученики легко усваивают материал, грамматику и стиль речи родного языка.
В тоже время, мы знаем, что родные языки всё больше и больше утрачивают свои позиции, молодёжь больше говорит на русском языке а зачастую и на современном молодёжном сленге. Очевидно и то, что тот родной язык, на котором говорим мы далеко не тот, которым пользовались наши предки, то есть она потеряла свою гибкость эластичность, яркость выражений. Лет 30-40 назад наша речь была более эмоциональной, изобиловала словесными оборотами, поговорками и пословицами.
Минеханум Мусаевна недавно представила мне свой небольшой творческий труд на тему «Культура речи», где она подробно рассмотрела и изучила эту проблему. «В первую очередь, — пишет Минеханум Мусаевна, — культурная речь должна быть наполнена смыслом, понятным для собеседника. Каждый должен уметь правильно выразить свою мысль, что невозможно без правильно оформленного предложения, без соблюдения лексических норм, без правильного произношения и интонации. Одним словом, чтобы речь была культурной, необходимо соблюдать и во время беседы и на письме соблюдать грамматические нормы и стилистические нормы родного зыка».
Объясняя причину отсутствия культуры речи у молодого поколения, Минеханум Мусаевна пишет: «Проблему культуры речи, правильного общения и верного отражения всего этого на письме нужно решать в семье, то есть ещё с детского возраста. Ребёнок, как только начинает разговаривать и когда начинает впервые писать, берёт пример с родителей, имитирует им. Однако, не все родители придают этому значение, в своей беседе с ребёнком допускает искажение языка, что в свою очередь отрицательно влияет на формирование культуры речи ребёнка.
На формирование культуры речи ребёнка влияет, кроме родителей, ещё и языковая среда в детском садике, где воспитатели также допускают искажения родной речи, или попросту не придают этому должного значения.
Учитывая всё это, можно сказать, что основная задача по и развитию культуры речи ребёнка падает на плечи учителя родного языка и литературы. Учитель не имеет права упускать это из виду и уже с первых дней должен общаться с ребёнком, не допуская вольности, искажающий языковое общение».
В подтверждении верности мыслей Минеханум Мусаевны скажу лишь, что если сегодня не сохранить культуру родного языка, то с течением времени может исчезнуть и сам родной язык. Поэтому, давайте уже в младенческом возрасте, в садике и школе учить своих детей культуре речи родного языка.
К. Умаров.