На заседании Правительственной комиссии Республики Дагестан по обеспечению безопасности дорожного движения, в среду, 9 ноября, под руководством Председателя Правительства Дагестана Абдулмуслима Абдулмуслимова обсудили текущую ситуацию с аварийностью на дорогах Республики Дагестан за 10 месяцев 2022 года и принимаемые меры по ее стабилизации.
Открывая работу заседания, Абдулмуслим Абдулмуслимов отметил, что принимаемые меры по реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения не позволяют стабилизировать ситуацию на дорогах республики.
«За истекший период 2022 года ситуация кардинальным образом не меняется, продолжают гибнуть люди, молодежь, дети. Цифры, поступающие с дорог, по-прежнему ужасают. Только за 10 месяцев совершено1177 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 254 и ранены 1656 человек. В 13 муниципальных образованиях зафиксирован рост всех показателей аварийности, при этом зарегистрирован более чем двукратный рост из числа погибших детей в ДТП.
«Здесь напрашивается вывод: если ситуация с аварийностью такая сложная, значит принимаемые меры УГИБДД МВД по РД, региональными органами исполнительной власти и местного самоуправления недостаточны и возникает необходимость принятия дополнительных, более действенных мер по снижению количества ДТП на дорогах», – подчеркнул Абдулмуслимов, добавив, что ситуация с аварийностью в республике отличается наиболее высокой тяжестью последствий дорожно-транспортных происшествий.
Как правило, автоаварии с тяжкими последствиями сопровождаются крупным материальным ущербом, вызывают негативный общественный резонанс, их расследование сопряжено с повышенным вниманием со стороны общества. Но главная беда, напомнил Абдулмуслим Абдулмуслимов, – это безвозвратная потеря жизни и здоровья людей.
При этом, премьер-министр обратил внимание, что обстановку осложняет явное несоответствие численности парка транспортных средств, их скоростных возможностей и в целом возросшей интенсивности движения, некачественное состояние автомобильных дорог улично-дорожной сети Дагестана, увеличившейся плотности населения в городах, особенно в столице республики. Основным фактором является прямое игнорирование требований безопасности и несоблюдение правил дорожного движения.
Вместе с тем, он добавил, что самым действенным инструментом в профилактике нарушений во всех сферах является неотвратимость наказания. В этом контексте глава кабмина указал, что нарушитель должен знать, что наказание неизбежно, а для этого нужна, по словам Абдулмуслимова, слаженная и результативная работа всех структур – УГИБДД МВД по РД, следственных органов, судебной системы, УФССП по РД, органов исполнительной власти и муниципалитетов республики.
«Очевидно, что обеспечение безопасности дорожного движения это комплексная проблема: правовая, техническая, социально-экономическая, психологическая, но самое главное в ней – это человеческий фактор.
Это в том числе соблюдение правил дорожного движения, качественная подготовка водителей в автошколах, ужесточение требований со стороны сотрудников ГИБДД, принимающих экзамены у обучающихся в автошколах. Кроме того, необходимо развивать и наращивать системы фото и видеофиксации нарушений на территории республики, организация работы экстренных, медицинских служб для оказания оперативной и квалифицированной догоспитальной помощи по принципу «золотого часа», – обозначил приоритеты премьер-министр.
Подробно о ситуации с аварийностью на дорогах в республике и принимаемых мерах доложил начальник Управления ГИБДД МВД по РД Александр Шалагин. В том числе он озвучил ряд предложений по улучшению ситуации.
Он сообщил, что в результате принятых превентивных мер, в отношении водителей и пешеходов составлено более 2 млн 555 тысяч материалов за нарушения Правил дорожного движения, но это не оказало ожидаемого эффекта на уровень транспортной дисциплины.
По словам, докладчика, за 10 месяцев текущего года из вынесенных за нарушения ПДД постановлений о наложении штрафов, исполнены около 82%. Для рассмотрения в суды направлено около 12 тысяч 740 дел материалов за неуплату административного штрафа в срок и 34 тысяч 635 материалов за наложение административного ареста или неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции.
«В данной ситуации реального дисциплинирующего воздействия можно добиться при волевых и жестких решениях судебных органов. Несмотря на рейдовые мероприятия служб Госавтоинспекции, судебных приставов и налоговых органов, наличие около 40% невзысканных штрафов свидетельствует о недостаточной реализации принципа «неотвратимости наказания», а самым эффективным методом воздействия для неплательщиков штрафа считаю арест, либо изъятие его транспорта. Поэтому, судебным приставам необходимо использовать все административные рычаги воздействия, обеспечивать арест или изъятие транспорта «злостных» нарушителей или неплательщиков штрафов, освещая в СМИ всю эту работу», — сказал Шалагин.
Главный госинспектор безопасности дорожного движения республики отметил, что отсутствие специализированных стоянок для размещения задержанного, брошенного и бесхозного транспорта также не позволяет решать эту задачу. Кроме городов Махачкала, Дербент и Хасавюрт — главы других муниципальных образований не создали штрафные стоянки и службы эвакуации, игнорируя требования Закона Республики Дагестан №61 (2012 г.) и требования Федерального закона №131(2003г.).
Развитие системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД
Одним из рассмотренных на заседании Правительственной комиссии также стала тема развития системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД.
По этому вопросу Александр Шалагин проинформировал, что из 123 комплексов автоматической фотовидеофиксации, установленных еще в 2018 году на федеральных автодорогах, находящихся на балансе ФКУ Упрдор «Кавказ», только спустя почти 4 года, 71 комплекс ФВФ введен в эксплуатацию. Только за месяц ими выявлено 190 тыс. нарушений скоростных режимов, а при возможности их модернизации и современном подходе, они могут фиксировать и другие, наиболее опасные виды нарушений ПДД.
С учетом изложенного, Шалагин предложил Минтрансу, МЧС и ФКУ Упрдор «Кавказ» проработать вопрос своевременной передислокации снятых комплексов ФВФ на другие проблемные участки, а также расширения их возможностей.
Одновременно касаясь темы ремонтных участков, Шалагин упомянул, что отсутствие объездных путей в местах производства дорожных работ приводит к многочасовым заторам и снижению скорости движения транспортного потока. По его словам, время в пути от столицы республики до Дербента увеличилось в два с лишним раза в сравнении с периодом до начала работ по капитальному ремонту на участках сети федеральных автодорог. Учитывая загруженность, он рекомендовал планировать работы таким образом, чтобы обеспечивались пропускная способность, достаточная для пропуска транспортных потоков в рабочей зоне и безопасные условия для движения транспортных средств, пешеходов и велосипедистов, а также в последующих проектах, запланированных к реализации на ФАД, предусмотреть строительство дублирующих проездов, исключающих пересечение транспортными потоками мест производства дорожных работ.
Безопасность детей на дорогах
В своем выступлении руководитель республиканского УГИБДД коснулся и непростой ситуации, вызывающей беспокойство в части безопасности детей на дорогах. Так, по озвученной информации, за 10 месяцев текущего года в 175 ДТП погибли 23 и ранены 175 детей в возрасте до 16 лет. При этом, более половины числа погибших детей – это пассажиры, безопасность которых зависит исключительно от взрослых. И при наездах на детей — родители также не выполнили свои родительские обязанности.
Выступающий обратил внимание, что в момент совершения практически всех автонаездов в темное время суток дети не имели световозвращательные элементы, что показывает полное безразличие родителей и педагогов.
«Крайне важную роль играет и организация учебного процесса в дошкольных и средних образовательных учреждениях. Количество часов явно недостаточно для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, что усугубляется отсутствием детских площадок, автогородков, базовых учреждений и оборудования, а также неэффективным использованием имеющихся материальных средств и инвентаря. Министерству образования необходимо проработать вопрос увеличения количества часов на обучение детей ПДД, проводить в 10-11 классах дополнительные занятия с приглашением сотрудников Госавтоинспекции, контролировать эффективное использование имеющихся в школах автогородков. В этом направлении прошу Министерства образования решить вопрос жесткого контроля за деятельностью автошкол, включая процесс обучения, посещение занятий и т.д.», — рекомендовал Шалагин.
Об ужесточении требований к экзаменуемым в автошколах
Требования к экзаменуемым в автошколах следует ужесточить. Такое мнение высказал Председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов.
«Важным направлением считаю повышение качества подготовки водителей, чтобы обучающиеся в достаточной мере усвоили правила дорожного движения и могли применять их в повседневной жизни на дорогах, а также ужесточение требований со стороны сотрудников ГИБДД, принимающих экзамены у обучающихся в автошколах.
Масса нарушений правил дорожного движения свидетельствует о низкой культуре вождения участников движения и неэффективности принимаемых в этом отношении мер.
Такая ситуация требует консолидации усилий органов государственной власти, муниципальных органов, общественности по наведению порядка в этой сфере и системного подхода к этой проблеме», — сказал Абдулмуслимов.
В свою очередь, начальник Управления ГИБДД МВД по РД Александр Шалагин рассказал, что с учетом сохранения высокого уровня смертельных последствий в ДТП по вине «молодых» водителей со стажем не более двух лет, ежемесячно составляется рейтинг автошкол, который публикуется на сайте Госавтоинспекции.
За 10 месяцев по вине «молодых» водителей совершено 112 ДТП, в которых погибли 12 и ранены 166 человек.
Сегодня «лидером» по количеству таких ДТП является ЧОУ ДО «Учебно-инновационный центр» г.Махачкалы, выпускниками которого совершено 16 ДТП, где погибли 5 и ранены 22 человека, сдача теоретического экзамена с 1-го раза составила 7%, а практического — 1%.
О безопасности пешеходов
Не менее важной проблемой, которая требует отдельного внимания, Шалагин назвал, удерживающие ограждения, отсутствие которых повлекло тяжкие последствия ДТП в Рутульском, Шамильском, Чародинском, Левашинском, Табасаранском, Буйнакском, Гергебильском, Хунзахском районах.
«На 21,7% увеличилось количество наездов на пешеходных переходах, включая все наезды с погибшими, совершены в темное время суток, что связано с недостаточным, либо полным отсутствием электроосвещения, износом или отсутствием дорожной разметки и знаков, не обустроенностью пешеходными ограждениями и тротуарами», — озвучил руководитель Управления ГИБДД МВД, рекомендовав главам администраций и Министерству транспорта устранить причины съездов в пропасти, каналы, реки и обратить внимание на иные причины совершения аварий, начав работу с упорядочения движения на улично-дорожной сети, использовать для нанесения дорожной разметки на пешеходных переходах только износостойкие термопластичные материалы и обустроить искусственным освещением.
Соблюдение требований выпаса скота
Говоря о профилактике ДТП, связанных с наездами на животных, была озвучена информация о том, что с 2018 года по октябрь 2022 года в республике совершено 765 ДТП, в том числе из-за нарушения правил содержания и выпаса скота, в результате, которых погибли 16 и ранены 157 человек, получили значительные механические повреждения 825 единиц автотранспорта.
В этой связи поступило предложение обязать местные органы власти и принять меры по запрету на выход домашних животных на автодорогу, их биркованию, нанесению специальных красителей или элементов со световозвращающим эффектом.
Завершая свое выступление, Шалагин обозначил, что основой дальнейших действий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения необходимо признать принцип широкой гласности причинам, условиям и, главное, виновным лицам, чья небрежность, нежелание эффективно функционировать или прямые нарушения, позволяют совершать дорожно-транспортные происшествия.
Также в ходе совещания Абдулмуслим Абдулмуслимов поручил Минтрансу РД совместно с ФКУ Упрдор «Кавказ» провести анализ и подготовить доклад о ситуации с незаконным размещением коммерческих точек, объектов предпринимательской деятельности на дорогах республики. Речь идет о тех объектах, из-за которых происходит существенное сужение дорог.
Председатель Правительства РД после доклада директора ФКУ Упрдор «Кавказ» Адильбия Тотурбиева, сообщившего о многочисленных фактах захвата части дорог (с выходом на 2-3 метра) в муниципальных образованиях, подверг критике работу глав муниципалитетов. Сужение дорог нередко приводит к ДТП.
Сводная информация будет представлена Главе РД Сергею Меликову с предложением обратиться в соответствующие органы для решения проблемы.