Плановое заседание Правительства Республики Дагестан прошло в четверг, 16 марта, под руководством Председателя Правительства региона Абдулмуслима Абдулмуслимова.
На повестку было вынесено несколько вопросов, в качестве важных аспектов социально-экономического развития рассматривались перспективы развития промышленности региона с учетом внешних факторов и текущая ситуация с кассовым исполнением республиканского бюджета.
Предваряя обсуждение, Абдулмуслим Абдулмуслимов напомнил, что текущая ситуация в стране и в мире обязывает работать в нестандартных условиях.
«Опыт преодоления кризисных явлений имеется, и уже постепенно республиканская власть научилась к ним адаптироваться, и, более того, решать задачи развития. Во многом это результат эффективного взаимодействия власти и бизнеса, оперативного принятия решений по стимулированию производства, принятия достаточно солидного пакета преференций», — отметил премьер.
По словам Абдулмуслимова, в минувшем году за счет средств республиканского бюджета оказана поддержка 29 предприятиям на сумму 277 млн рублей – это позволило создать 505 новых рабочих мест. Запущены три новых завода – по производству сухих строительных смесей, медицинского кислорода, а также шаров для изготовления стекловолокна. Обеспечена полная загрузка мощностей флагмана промышленного сектора – Концерна «КЭМЗ» и многое другое.
«Отдельно хотел бы подчеркнуть, что нам удалось активизировать деятельность промышленных предприятий в интересах специальной военной операции. Рост производства наблюдается по широкой номенклатуре товаров, особенно в части обмундирования и экипировки для военнослужащих. Именно поэтому и неудивительно, что даже в таких сложных условиях предприятия промышленного сектора Дагестана показали устойчивый рост – плюс 8,5 процента по итогам прошлого года, я об этом уже говорил, выступая перед депутатами с отчетом о деятельности Правительства.
Конечно, необходимо продолжать усиленно работать, действовать в том же ключе. Сделать предстоит гораздо больше, поскольку положительная динамика промышленного производства во многом, надо признать, обеспечивается за счет гособоронзаказа», — рассказал премьер.
Вместе с тем, премьер обратил внимание, что по предварительным данным в структуре ВРП доля промышленности в 2022 году составила 6,1%, когда по стране — 27,7%.
«Конечно же, это мало. Рассматриваю это серьезным ограничением на пути к достижению устойчивости региональной экономики. У республики мощнейший потенциал для развития этой отрасли. Мы об этом много говорим на самых разных площадках. Но имеются факторы, причины, которые сдерживают ее развитие. О них тоже следует упоминать.
Ну, в первую очередь, это ограниченная доступность финансовых ресурсов и оборотных средств. Знаю также об изношенности производственных мощностей, дефиците квалифицированных кадров. Промышленность будет развиваться, инвестировать в модернизацию и открытие новых производств только там, где бизнесу идут навстречу, формируют удобные и комфортные условия. Это тоже следует иметь в виду.
Обращаю внимание моих коллег по Правительству и на местах – в муниципальных образованиях – нужно своевременно решать важные для промышленников вопросы, такие как выделение земельных участков, обеспечение их инфраструктурой, развитие дорожной сети, электросетей и так далее» — отметил глава кабмина.
Подробнее о развитии дагестанского промышленного сектора рассказал министр промышленности и торговли республики Низам Халилов.
Глава Минпромторга республики проинформировал, что на территории региона функционирует 169 промышленных предприятий, из них 16 предприятий включены в реестр предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, 111 зарегистрированы в государственной информационной системе промышленности и 22 предприятия включены в перечень системообразующих организаций.
Также было озвучено, что структура промышленного комплекса республики включает в себя машиностроительный комплекс, являющийся самой крупной отраслью. В его состав входят: судостроение, авиастроение, радиоэлектроника и лифтостроение, а также производство сепарационного оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности. Помимо этого, возрождается стекольная, химическая и традиционная легкая промышленность.
Отдельно в своем докладе министр остановился на причинах, которые сдерживают развитие промышленности республики. В качестве основных он выделил: износ производственных фондов предприятий, нехватку профессиональных кадров необходимых компетенций и соответствующей квалификации, дефицит земельных участков для создания новых производств и отсутствие соответствующей потребностям необходимой инфраструктуры.
Переходя от ограничивающих развитие факторов к перспективам развития отрасли, Халилов выделил отрасли, где ведется и планируется реализация проектов импортозамещения, с точки зрения и возможностей дагестанских промышленников и потребностей российских компаний-финишеров в условиях санкционного давления: это лифтостроение, авиастроение, производство радиоэлектроники и легкая промышленность, к которой относится производство комплектующих для обуви, переработка шерсти, производство топса и пряжи, изготовление мебели и производство стройматериалов.
По мнению министра, в настоящее время перспективной отраслью легкой промышленности является производство текстильных изделий.
«Учитывая лидирующие позиции Дагестана в стране по численности поголовья мелкого рогатого скота, ежегодно в республике производится 29% от общего объема производства шерсти в стране – актуальной становится организация переработки шерсти и производства пряжи и топса из нее.
С учетом планов республиканских сельхозпроизводителей по выращиванию хлопка в регионе востребованным направлением видится и переработка хлопка. Переработанный хлопок может быть использован для получения хлопчатобумажной пряжи, нитей, тканей, трикотажа, ваты. Пух и подпушек хлопка применяют также в химической промышленности как сырьё для изготовления искусственного волокна и нитей, плёнки, лаков, данная культура также может быть использована для получения пороха.
В целом если говорить о перспективах отрасли планируем реализацию проектов с общим объемом инвестиций порядка 500 млн рублей, с созданием 140 новых рабочих мест. Это проекты по строительству фабрики по производству текстиля в Махачкале, а также швейных цехов в Каспийске и в Ахвахском районе – в селении Карата. Развитие небольших швейных и обувных цехов в сельских поселениях повысят занятость населения, сократят миграционный отток из сел в города, такие цеха уже есть в Хунзахском, Сергокалинском, Кизилюртовском районах республики», — рассказал руководитель Минпромторга РД.
Далее участники совещания перешли к обсуждению вопроса кассового исполнения республиканского бюджета Дагестана.
Прежде чем предоставить слово основному докладчику – и.о. министра финансов РД Шамилю Дабишеву, премьер-министр Абдулмуслим Абдулмуслимов отметил, что вопрос контрактации и кассового освоения бюджетных средств в прошлом году обсуждался практически на каждом заседании Правительства.
«Благодаря такому вниманию к вопросу мы в сравнении с предыдущими периодами значительно выправили ситуацию по освоению, хотя, возможно, и не достигли заявленных параметров. Тем не менее сформировали положительную динамику. Вместе с тем такое «ручное управление» не может быть бесконечным. Рассчитываю, что наша сегодняшняя дискуссия станет отправной точкой для формирования конкретных временных сроков контрактации и освоения бюджетных средств, желательно с разбивкой по месяцам», — подчеркнул глава кабмина.
По озвученным Шамилем Дабишевым сведениям, общий объем уточненных расходов республиканского бюджета на 2023 год определен в сумме 193,7 млрд рублей. По состоянию на 1 марта предельные объемы финансирования доведены в сумме 28,9 млрд, что составило 14,9 % от годовых назначений.
Наибольших абсолютных значениях финансово подкреплены такие главные распорядители бюджетных средств, как Минтруд, Минобрнауки и Минздрав.
Подводя итоги обсуждения, Абдулмуслим Абдулмуслимов поручил Минпромторгу Дагестана продолжить работу по сохранению и наращиванию объемов государственного оборонного заказа на промышленных предприятиях республики в 2023 году, а Минфину РД было поручено при доведении предельных объемов финансирования до главных распорядителей бюджетных средств исходить из приоритетности финансирования социально значимых и первоочередных расходов с учетом заявок главных распорядителей бюджетных средств.