Сегодня, 2 мая, глава Дагестана Сергей Меликов в рамках Кавказской инвестиционной выставки принял участие в круглом столе «Развитие транспортно-логистического комплекса и трансграничное сотрудничество».
Обсудили следующие темы:
– дефицит современной транспортной инфраструктуры как основной сдерживающий фактор развития грузопотоков СКФО, пути решения;
– актуальные вопросы и меры поддержки в сфере таможни и транспорта;
– цифровые решения как основной инструмент развития транспортной отрасли в регионе;
– создание сети транспортно-логистических комплексов;
– современные технологии как инструмент повышения безопасности движения по автомобильным дорогам Северного Кавказа;
– реализация инфраструктурных проектов в горной местности, основные проблемы и методы их решения.
В числе спикеров круглого стола – заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов, заместители министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач и Максим Колесников, начальник Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы Альберт Мавликов и другие.
С докладом выступил и глава Дагестана. Он напомнил, что развитие международного транспортного коридора «Север-Юг» с учетом растущего грузопотока по данному направлению определено приоритетом в торгово-экономическом развитии страны в целом. В настоящее время определен план реализации проекта по развитию транспортно-логистического комплекса, в том числе Махачкалинского транспортного узла. Сергей Меликов подробно рассказал о проводимой работе.
«Махачкалинский морской торговый порт – это основной элемент и своего рода драйвер транспортно-логистического комплекса республики. Имея незамерзающую акваторию и устойчивые подходные каналы, он остается лидером по темпам роста среди 15 российских портов на Каспии и имеет большой потенциал», – выразил уверенность глава Дагестана.
Сергей Меликов сделал акцент на развитии торговых отношений с Ираном – они рассматриваются как приоритетное направление. В рамках подготовки к увеличению грузопотока из этой республики организована площадка под рефрижераторные контейнеры с возможностью одновременного подключения к электричеству более 200 единиц 40-футовых контейнеров.
Кроме того, по словам Сергея Меликова, порт расширяет номенклатуру отгружаемых и принимаемых экспортных и импортных товаров. Помимо традиционных для предприятия грузов – нефти, зерна и цемента, докеры перерабатывают клинкер, удобрения, муку, соль и рыбу.
Вместе с тем расширяется и география предполагаемых к перевозке товаров. Ведутся переговоры по экспорту удобрений и лесоматериалов в направлении Ирана, Ирака и других стран Азии и Ближнего Востока. Так, через Махачкалинский морской торговый порт апробирована логистическая цепочка контейнерных перевозок из Индии.
В систему международных транспортных коридоров входят также железнодорожные участки. Перспективными направлениями развития межгосударственного железнодорожного сообщения глава Дагестана назвал развитие мультимодального маршрута Индия – Иран – Азербайджан – Россия и проработку условий реализации проекта строительства и эксплуатации железнодорожной линии Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан).
В краткосрочной перспективе планируется строительство новой железнодорожной станции Самур-II в непосредственной близости от российско-азербайджанской границы с расположением в ней железнодорожного пункта пропуска «Дербент», который будет оснащен современным оборудованием, отвечающим всем международным стандартам. Реализация проекта позволит достичь провозной способности 15 млн тонн грузов в год.
Динамично развивается также международный аэропорт «Махачкала», который является самым южным аэропортом России. Его пропускная способность на внутренних рейсах составляет 200 пассажиров в час, на международных – 190.
В 2021 году введен в эксплуатацию новый терминал международных авиалиний общей площадью более 8000 кв. м. При этом осуществлена схема, позволяющая одновременно обслуживать пассажиров на вылет и прилет. В настоящее время начинается второй этап реконструкции аэропорта со строительством новой бетонной искусственной взлетной посадочной полосы, расширением перрона и увеличением стоянок.
Особое внимание, подчеркнул глава Дагестана, уделяется сегодня увеличению пропускной способности на государственной границе с Азербайджаном. Начато проектирование реконструкции МАПП Тагиркент-Казмаляр и Ново-Филя.
В целях развития федеральной автодороги «Кавказ» в настоящее время проводится капитальный ремонт 7 участков с переводом их в 4-полосное движение и разделением встречных транспортных потоков общей протяженностью 77 км. Еще 8 аналогичных участков капитального ремонта общей протяженностью 69 км проектируются для исполнения до 2025 гг.
Для взаимосвязи всех элементов транспортного кластера республики, продолжил глава региона, предполагается создание сети транспортно-логистических центров, в том числе производственного типа.
Они будут располагаться в районе населенных пунктов Тарумовка и Сулак, Тагиркент-Казмаляр и Яраг-Казмаляр. Якорным объектом послужит индустриальный транспортно-логистический центр «Каспий» в районе населенного пункта Зеленоморск.
«Внешние вызовы, связанные с экономическими санкциями и глобальными изменениями транспортно-логистических схем во внешнеэкономической деятельности на южном направлении, открывают Дагестану уникальную возможность для прорывного развития экспорта транспортных услуг», – прокомментировал Сергей Меликов.