Первым вопросом повестки для был вопрос об организации рекламной деятельности в Республике Дагестан.
Открывая заседание, Абдулмуслим Абдулмуслимов подчеркнул, что реклама выполняет не только экономическую и информационную функции, но и оказывает определенное воздействие на человека.
Безусловно, данная тема очень актуальна сегодня и волнует многих жителей.
«На сложившуюся ситуацию с рекламой в Дагестане обращали внимание даже
федеральные чиновники во время своего визита в республику. Отдельно он отметил, что она должна учитывать особенности менталитета местного населения.
Наиболее сложная ситуация отмечается в оформлении наружной рекламы. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать установленным требованиям.
Вместе с тем, считаю важным отметить, что любая реклама должна учитывать также особенности менталитета местного населения, не задевать чувства людей и не содержать скрытый подтекст. Обращаю на это внимание представителей администраций муниципалитетов. На данном рынке также отмечается значительная доля теневого сектора, а это напрямую влияет на увеличение доходной части местных бюджетов»,- сказал Абдулмуслимов.
Абдулмуслим Абдулмуслимов обратился к главам городов и районов с призывом навести порядок в сфере рекламы как в части выведения ее из «тени»,так и в части визуального оформления рекламной продукции, особенно рекламных конструкций на улицах. Он подчеркнул, что эстетическая сторона некоторой рекламной продукции не выдерживает никакой критики.
С основным докладом на заседании выступил руководитель Агентства по предпринимательству и инвестициям Дагестана Гусейн Гусейнов.
Докладывая премьер-министру о предварительном анализе состояния отрасли наружной рекламы республики, он рассказал о несоответствии данных, официально представляемых минимальными образованиями, с реальной ситуацией в рекламном секторе.
«Нами был направлен запрос в каждое муниципальное образование. По данным 31 муниципалитета, количество объектов наружной рекламы, наружных щитов, составляет 1443. Хотелось бы озвучить официальные сведения по ряду крупных городов: в г. Махачкала установлено 405 рекламных щитов, в Каспийске — 305 рекламных щитов, в Дербенте — 120; в Хасавюрте — 56.
Для определения фактического количества рекламных щитов и объектов наружной рекламы нами был организован выезд во все муниципалитеты. По выявленным данным, количество только рекламных щитов составляет около 2600 шт., что почти в 2 раза превышает официальные данные муниципальных образований.
Результаты выезда оформлены фотофиксацией с определением местонахождения объекта наружной рекламы»,- сообщил о несоответствии официальных данных муниципалитетов руководитель АПИ.
Говоря о финансовой стороне вопроса, Гусейн Гусейнов отметил, что стоимость аренды рекламного щита с обеих сторон в городах Махачкала, Каспийск, Дербент, Хасавюрт составляет в среднем 26 000 рублей в месяц.
«В части муниципальных сборов стоит отметить, что по официальным данным администрации г. Махачкала за 2022 год сумма заключенных договоров с лицами на размещение объектов наружной рекламы на территории города составила 40,2 млн. руб.
Уважаемый Абдулмуслим Мухудинович, обращаю Ваше внимание, что по другим муниципальным образованиям отсутствуют сведения о суммах заключенных договоров, не смотря на наличие запроса данной информации, сформированного Агентством по предпринимательству и инвестициям РД в адрес муниципальных образований»,- заявил Гусейнов.
Он также сообщил, что Агентством дополнительно был направлен запрос в Федеральную налоговую службу Республики Дагестан в целях определения размера уплаченных налогов на территории региона лицами, осуществляющими рекламную деятельность по коду ОКВЭД 73.1. «деятельность рекламная». Согласно информации УФНС, размер налоговых отчислений за 3 квартала 2023 год составил порядка 24,3 млн. рублей.
«С учетом изложенного, а также анализа затрат, выручки и др.аспектов, можно сделать вывод что, совокупный годовой оборот сектора наружной рекламы Республики Дагестан составляет порядка 800-850 млн. руб. и это без учета других видов объектов наружной рекламы (призматроны, видеоэкраны, медиафасады, брандмауэры, рекламные арки и т.д.)»,- доложил Гусейнов.
Немаловажным аспектом Гусейн Гусейнов обозначил и существенные разрывы в ценовом диапазоне оказания услуг по размещению объектов наружной рекламы, а также несоблюдение требований законодательства по установке данных объектов.
«В целях более качественного регулирования данной отрасли и повышения бюджетной эффективности предлагаем муниципальным образованиям Республики Дагестан проработать вопрос приведения в соответствие муниципальных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций с учетом требований Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», а также положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Также считает целесообразным разработать и направить на согласование в Минимущество РД схемы размещения рекламных конструкций; провести полную инвентаризацию объектов наружной рекламы.
Помимо прочего Гусейнов предложил муниципалитетам проработать вопрос цифровизации указанных объектов, путем присвоения каждому рекламному щиту (баннеру) QR-кода или индивидуального номера, который будет содержать информацию о местонахождении объекта, его владельце, ИНН, сведения о соответствии требованиям законодательства о включении в схему размещения наружной рекламы и т.д. Цифровизация отрасли не оставит возможность для ухода в тень сектору наружной рекламы, каждый рекламный щит или каждый объект наружной рекламы будет оцифрован и внесен в муниципальный реестр»,- подчеркнул глава Агентства по предпринимательству.
Подводя итоги обсуждения вопроса об организации рекламной деятельности в регионе, Председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов поручил Агентству по предпринимательству и инвестициям РД совместно с главами городов и районов республики провести анализ всех бесхозных и незаконных рекламных конструкций во всех муниципальных образованиях республики.
Главам муниципальных образований вместе с ведомством предстоит провести полную инвентаризацию и актуализацию рекламных объектов с представлением фото-,видеофиксации.
После этого в Правительстве планируется провести отдельное совещание, посвященное проблеме, после чего информация с предложениями будет представлена Главе РД Сергею Меликову.