Заседание Совета по морской деятельности состоялось во вторник, 23 января, под руководством Председателя Правительства республики Абдулмуслима Абдулмуслимова.
На повестку заседания вынесены вопросы использования существующих и развития проектных мощностей АО «Махачкалинский морской торговый порт» для повышения пропускной способности международного транспортного коридора «Север – Юг»; разработки проектной документации по реконструкции и развитию портовой инфраструктуры и другие.
В рамках заседания Абдулмуслим Абдулмуслимов сообщил, что протяженность подъездной дороги к морпорту Махачкалы составит 6,7 км.
«Развитию морского сообщения придается особая роль в транспортной логистике в нашей стране. Республика Дагестан с учетом своей геополитической расположенности имеет огромный потенциал для развития этого направления. В первую очередь, это касается Махачкалинского морского торгового порта, являющегося основным элементом транспортно-логистического кластера нашего региона. В этих условиях значение порта возрастает.
Махачкалинский морской торговый порт является стратегическим связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Ираном, Индией, другими странами. Наш порт на сегодня остается лидером по темпам роста грузооборота среди остальных российских портов на Каспии и имеет большой потенциал для развития.
Поэтому вопросам развития инфраструктуры порта уделяется повышенное внимание. Так, в рамках развития международного транспортного коридора «Север – Юг» в настоящее время реализуются мероприятия, направленные на развитие порта, это, в том числе, строительство подъездной автодороги к порту протяженностью 6,7 км. Реализация проекта должна обеспечить увеличение грузопотока к порту, снизив нагрузку на улично-дорожную сеть г. Махачкалы»,- сказал Абдулмуслимов.
Глава кабмина также отметил, что следует также обратить внимание на обновление инфраструктуры порта, в частности, связанное с железнодорожным примыканием к сортировочному парку и строительством зернового терминала.
Участники обсуждения в рамках заседания говорили о решении вопросов, связанных с и увеличением грузовой базы и обеспечением бесперебойной деятельности порта.
С докладом выступил исполняющий обязанности генерального директора АО «Махачкалинский морской торговый порт» Рустам Керимов. Он отметил, что на сегодняшний день АО «Махачкалинский морской торговый порт» является одним из ключевых узлов российского сегмента международного транспортного коридора «Север-Юг».
Он отметил, что на сегодняшний день АО «Махачкалинский морской торговый порт» является одним из ключевых узлов российского сегмента международного транспортного коридора «Север-Юг».
«Основной задачей является бесперебойное обеспечение растущего грузооборота, по итогам 2023 года обеспечен грузооборот в объеме более 2,9 млн тонн. Динамика составляет 106% относительно 2022 года. Основной объем дает перевалка нефти и нефтепродуктов, на 2023 год она составила 2 млн тонн 84 тысячи. Выросли объемы перевалки зерна – 317 тыс. тонн (140% к 2022 году) и генеральных грузов до 540 тыс. тонн (больше 180% в 2022 году). Наблюдается расширение номенклатуры грузов в целом.
Но ключевая роль в товарообороте сохраняется за зерном и стройматериалами. Перевалка цемента в 2023 году достигла уже 467 тыс. тонн, что составило 218% к 2022 году. И на 2024 год мы видим перспективы серьезно усилить именно это направление», — рассказал Рустам Керимов.
Руководитель порта также рассказал, что после перерыва удалось привлечь и лесоматериалы — в феврале планируется перевалка пробной партии.
«Каждый вид товара требует определенных технологических новшеств, оборудования, которое постепенно обновляется. За прошедший период были приобретены локотрактор для организации перемещения ж/д вагонов по территории порта, а также новые автопогрузчики. Тем не менее, для ускорения перевалки грузов нам необходимо приобретение дополнительно не менее двух портальных кранов. Предварительно данный вопрос уже проработан, готовим финансовую модель и подбираем источники финансирования», — рассказал директор предприятия.
Рустам Керимов также доложил о проводимой работе по ремонту кораблей.
«В 2023 году принято ключевое решение направить корабли АО «ММТП» на капитальный ремонт. Сухогрузу «Рыбинск» после модернизации было присвоено имя славного города «Дербент». В декабре трехтысячник вернулся в родную гавань и ждет отхода с первой партией груза в Иран. Корабли «Махачкала» и «Каспийск» (бывший «Петр Первый») после капремонта приступят к перевозкам уже в марте-апреле этого года. Это позволит порту обеспечить комплексное решение в транспортной логистике, расширить перечень услуг для клиентов и повысить объем доходов», — сказал он.
Говоря о проблемах, с которыми столкнулся Махачкалинский порт в прошедшем году, Рустам Керимов обозначил основную – это обмеление Каспия.
«В декабре двухнедельные штормовые ветра привели к заносам судоходных каналов нефтеналивной и сухогрузной гавани, что привело фактически к параличу портовой деятельности практически на целый месяц. Благодаря совместной работе с Махачкалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» и Капитаном порта Махачкала получилось преодолеть острую фазу, в первую очередь в нефтегавани, но метеоусловия до сих пор не позволяют полностью завершить работу по полному восстановлению движения судов в сухогрузной гавани», — констатировал он.
Говоря о планах по развитию порта, Керимов рассказал, что уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Республики Дагестан разработаны мероприятия в целях развития Махачкалинского порта до 2026 года, в том числе с учетом предложений Минэкономразвития России «О потенциале и стратегической цели развития порта с учетом возможности использования масштабных преимуществ МТК «Север-Юг».
«В первую очередь, это снятие инфраструктурных ограничений, в целях которых в том числе осуществляется строительство 4-полосной объездной автодороги протяженностью 6,7 км. Проект находится на постоянном контроле Главы республики Сергея Алимовича Меликова. Также хочу отметить работу по завершению строительства морского пункта пропуска «Махачкала», — сказал он.
Заместитель директора ФГУП «Росморпорт» – исполняющий обязанности начальника Махачкалинского филиала Фикрет Исмаилов, в свою очередь, отметил, что портовые гидротехнические сооружения морского порта «Махачкала», которые находятся в собственности Российской Федерации, были переданы в Федеральное агентство морского и речного транспорта, в хозяйственное введение ФГУП «Росморпорт». В рамках инвестиционной программы ФГУП «Росморпорт» на 2024-2026 годы планирует реализацию мероприятий, целью которых является поддержание федеральной собственности в исправном состоянии и увеличение существующих мощностей порта.
«В настоящее время по причине падения уровня Каспийского моря и высокой заносимости подходного канала, морской порт не может принимать судна в полном грузе. В связи с этим среди первоочередных мероприятий руководство Росморпорта предусмотрело реконструкцию объекта Нефтепирс №1 и Южного мола и подходного канала сухогрузной гавани», — рассказал Исмаилов.
В рамках заседания также выступил мэр г.Махачкалы Юсуп Умавов, который рассказал о реализации мероприятий по разработке проектной документации по реконструкции и развитию портовой инфраструктуры.
По итогам обсуждения Абдулмуслим Абдулмуслимов поручил Минтрансу Дагестана совместно с федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос по реализации мероприятий по реконструкции портовой инфраструктуры и развитию экспортной и логистической деятельности АО «Махачкалинский морской торговый порт».
Заместителю директора ФГУП «Росморпорт» – исполняющему обязанности начальника Махачкалинского управления совместно с администрацией Махачкалы и Минимуществом Дагестана рекомендовано обеспечить реализацию мер по решению возникающих вопросов, связанных с выданными градостроительными планами на проектируемые в порту инфраструктурные объекты.