26 января в конференц-зале Дома Дружбы прошли общественные слушания на тему «Концепция программы развития общественного транспорта Республики Дагестан на период до 2030 года»

26 января в конференц-зале Дома Дружбы прошли общественные слушания на тему «Концепция программы развития общественного транспорта Республики Дагестан на период до 2030 года». 

Открыл и вел заседание Мамма Маммаев, председатель Комиссии ОП РД по вопросам строительства, архитектуры, ЖКХ и развитию комфортной городской среды, которая стала инициатором проведения встречи.

В мероприятии приняли участие председатель Общественной палаты Республики Дагестан Азизбек Черкесов, заместитель Председателя Правительства Республики Дагестан Ризван Газимагомедов, министр транспорта и дорожного хозяйства РД Джамбулат Салавов, начальник Управления транспорта Минтранса РД Касум Магомедов, представитель Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД, заместитель начальника надзора УГИБДД МВД по РД (майор полиции) Рустам Юнусов, сотрудники Министерства транспорта и дорожного хозяйства региона, заместитель главы администрации города Махачкалы Осман Османов, начальник МКУ «УТС и ДХ» Андрей Магомедов, депутат Народного Собрания РД Сагид Сагидов, члены Общественной палаты РД, общественные деятели, представители администраций муниципалитетов и других ведомств региона.

Председатель Общественной палаты РД Азизбек Черкесов в своем вступительном слове рассказал участникам об основных направлениях, которые должна включать программа комплексного развития общественного транспорта в Республике Дагестан:

«Проблема транспортного обеспечения и логистики – одна из актуальных на сегодняшний день в регионе. Данная отрасль экономики региона имеет ключевое значение для социально-экономического развития Дагестана. О ее важной роли ярко свидетельствует история нашего региона, который издревле был включен в крупнейшие торговые маршруты.

Для Дагестана, как и в целом для страны, развитие транспортной составляющей имеет еще и важное стратегическое значение. Особенно это актуально в связи с передислокацией Каспийской флотилии в республику, а также с увеличившимся в последние годы грузооборотом и пассажиропотоком между странами и регионами.

Не менее важным направлением данной отрасли является состояние и принимаемые меры по развитию общественного транспорта. Общественный транспорт — одна из важнейших составляющих транспортного комплекса Республики Дагестан, который характеризуется сложной организационной структурой, включающей в себя хозяйствующие субъекты автомобильного, городского электрического, железнодорожного транспорта различной формы собственности.

Устойчивое и эффективное функционирование общественного транспорта определяет развитие внутренних транспортно-экономических связей, способствует стабилизации и подъему экономики, улучшению условий и уровня жизни населения Республики Дагестан. Концепция программы развития общественного транспорта Республики Дагестан на период до 2030 года (далее — Концепция) определяет приоритеты и направления развития общественного транспорта, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года.

В этих условиях повышение требований к качеству транспортных услуг и обеспечению безопасности и устойчивости функционирования общественного транспорта является современным вызовом, стоящим перед автомобильным и городским электрическим транспортом, требующим четкого определения приоритетов, целей и задач развития автомобильного и городского электрического транспорта.

На сегодня автомобильный транспорт является основным видом транспорта при обеспечении подвижности населения с трудовыми, бытовыми и культурными целями. На долю автомобильного транспорта приходится более 80 % общего объема перевозок пассажиров. Организация пассажирских перевозок осуществляется на основании Федерального закона от 13.07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Закона Республики Дагестан от 05.05.2012г. №26 «Об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Республике Дагестан».

По состоянию на 1 ноября 2023г. маршрутная сеть Республики Дагестан состоит из 718 маршрутов регулярных перевозок, в том числе 127 межрегиональных, 461 межмуниципальных и 130 муниципальных маршрутов.

Общее количество задействованного в пассажирских перевозках транспорта по муниципальным и межмуниципальным маршрутам составляет порядка 3,2 тыс. единиц автобусов малого, среднего, большого класса и троллейбусов.

Проведенный анализ пассажиропотоков на межмуниципальной маршрутной сети Республики Дагестан показывает, что межмуниципальные перевозки пассажиров достаточно развиты. Все районные центры имеют автобусное сообщение со столицей и городами республики.

Так же наблюдается развитие перевозок из населенных пунктов, не являющихся районными центрами, в городские поселения, кроме того, увеличивается количество паритетных маршрутов и количество перевозчиков на одном маршруте, что создает условия для конкуренции.

Возрастающий объем пригородных пассажирских перевозок требует постепенного перехода к использованию подвижного состава средней и большой вместимости. Технология эксплуатации автобусов большой вместимости существенно отличается от технологии эксплуатации подвижного состава малой вместимости, преимущественно используемого перевозчиками на межмуниципальных маршрутах. В связи с этим необходимо строительство частными перевозчиками автобусных парков с зонами для хранения и технического обслуживания автобусов.

Особое внимание и озабоченность вызывает развитие муниципального (городского) транспорта.

Бесперебойное функционирование городского пассажирского транспорта важно для социально-экономического развития городов. В связи с их ростом и развитием увеличивается нагрузка на общественный транспорт, неизбежно возникают проблемы, связанные с оказанием транспортных услуг населению. Таким образом, вопрос развития городского общественного транспорта Республики Дагестан является актуальным и требующим особого внимания.

Муниципальная маршрутная сеть Республики Дагестан состоит из 130 регулярных маршрутов и представлена тремя видами транспорта: троллейбусами, автобусами большого класса, автобусами малого класса (маршрутные такси). Обслуживание маршрутов в городах республики осуществляет 24 транспортных предприятий. Общее количество транспортных средств, задействованных в пассажирских перевозках по муниципальным маршрутам, составляет 1757 единиц.

Вместе с тем использование пассажирского транспорта малой вместимости отрицательно влияет на загруженность улично-дорожной сети городов, транспортная инфраструктура которых не обладает достаточной пропускной способностью для столь интенсивного движения пассажирского транспорта.

Таким образом, необходимо отметить недостаточное развитие магистральных перевозок троллейбусами и автобусами большого и среднего класса.

Интенсивный рост числа автомобильного транспорта на улицах городов приводит к целому ряду негативных последствий – к росту числа заторов на дорогах и перегрузке городских улично-дорожных сетей, возрастанию в связи с этим времени доставки пассажиров, увеличению выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта, снижению уровня безопасности дорожного движения.

Организация обслуживания маршрутов транспортом малой вместимости со значительным их дублированием привела к потере экономических преимуществ транспортных средств большой вместимости, прежде всего – электротранспорта, проявляющихся при высокой концентрации пассажиропотока на конкретном маршруте. Это стало основной причиной падения эффективности и уровня технического состояния транспорта большой вместимости.

В этой связи необходима комплексная реформа общественного транспорта городов, включающая в себя оптимизацию городской маршрутной сети, модернизацию подвижного состава, развитие магистральных маршрутов пассажирским транспортом большого класса, а также мероприятия по строительству необходимой транспортной инфраструктуры, в том числе обустройство остановок общественного транспорта.

Не менее важным направлением в развитии транспортного хозяйства, в частности, общественного транспорта, является создание соответствующих условий безопасности дорожного движения.

По данным статистики, ситуация с аварийностью на дорогах Республики Дагестан (РД) остается неблагополучной.

Известно, что основными причинами ДТП являются несоответствие одного из элементов системы «Водитель -автомобиль-дорога-среда» (ВАДС) установленным требованиям безопасности. Интенсивное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, увеличение количества автомобилей приводит к снижению безопасности на дорогах, повышению числа ДТП.

Так, только за период с 2020 по 2023 годы произошло 5951 ДТП, в которых погибло 1300 и ранено 8355 человек.

Одной из причин возникновения ДТП в Республике является неудовлетворительное состояние улиц и дорог, а также опасность и сложность горных дорог, не отвечающих нормативным требованиям. Это требует высокого уровня дисциплины и профессионального мастерства водителей.

Сложившаяся ситуация на дорогах предполагает необходимость разработки и внедрения кардинальных мер в области обеспечения безопасности дорожного движения.

На основании анализа ДТП ежегодно разрабатываются Планы мероприятий по снижению аварийности и смертности на участках концентраций ДТП на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения по согласованию с УГИБДД МВД по Республике Дагестан.

Осуществляется ежедневный мониторинг дорожно-транспортных происшествий, для принятия экстренных мер по дальнейшему предотвращению ДТП и учета участков наибольшей концентрации ДТП при формировании адресных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Для решения проблемы предлагаются следующие организационные и технические мероприятия:

1. В соответствии с региональным проектом «Повышение безопасности дорожного движения» проводить мероприятия по обучению школьников и детей дошкольных образовательных учреждений, при этом привлекать преподавателей профессиональных образовательных организаций. Также предлагаем возобновить учебно-производственные комбинаты (УПК), где школьники изучали автодело и Правила дорожного движения (ПДД).

2. Ужесточить требования к автошколам, обеспечить высокое качество подготовки водителей в соответствии с утвержденными программами. Обратить особое внимание на строгий контроль при сдаче экзаменов в автошколах и ГИБДД.

3. Контроль технического состояния транспорта перед выездом и при возврате с линии, проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, проведение инструктажа водителей и их стажировки.

4. Разработка эффективных схем организации дорожного движения, внедрение современных технических средств регулирования движения.

5. Разработка и утверждение муниципальными образованиями Республики Дагестан комплексных схем организации дорожного движения в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 14 марта 2016 года № Пр 637 и Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Особенность функционирования общественного транспорта заключается в необходимости согласования экономических интересов транспортных предприятий и общественных интересов с учетом потребностей всех слоев населения и предполагает строго взвешенный подход к формированию тарифов за пользование услугами общественного транспорта.

Для удовлетворения требований населения к транспортным услугам по количественным, качественным и экономическим параметрам и одновременном обеспечении рентабельности предприятий общественного транспорта необходимо сдерживать рост тарифов на общественном транспорте. Федеральным законом от 13.07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» введено понятие регулируемый и нерегулируемый тариф на перевозки. Из-за отсутствия средств в республиканском бюджете Республики Дагестан пассажирские перевозки общественным транспортом не финансируются, и все регулярные перевозки по маршрутам осуществляются по нерегулируемому тарифу.

Допуск перевозчиков по результатам проведения конкурсов и заключение государственных (муниципальных) контрактов на транспортное обслуживание является достаточно эффективным средством создания конкуренции и повышает качество предоставляемых транспортных услуг. При этом отсутствие регулирования тарифов сопряжено с риском резкого повышения платы за проезд.

Механизм рыночной конкуренции также имеет свои недостатки, так как конкуренция часто оказывается недостаточной, недобросовестной и в итоге приводит к снижению качества транспортного обслуживания населения.

Предоставление субсидий на транспортное обслуживание населения в целях компенсации перевозчику убытков, возникших вследствие регулирования тарифов и перевозки льготных категорий граждан, должно предполагать использование механизмов мобилизации внутрихозяйственных резервов транспортных предприятий, оптимизации их производства и т.п.

В современных условиях совершенствование тарифной политики заключается в создании эффективного механизма, основанного на использовании различных сочетаний элементов рыночного и государственного регулирования рынка транспортных услуг с учетом их социальной значимости.

Для улучшения и упорядочения движения общественного транспорта, обеспечения комфортных условий пересадки пассажиров с одного транспорта на другой и эффективности использования подвижного состава необходимо осуществить оптимизацию маршрутной сети с применением логистических принципов развития транспорта.

В целях совершенствования городских пассажирских перевозок предполагаются мероприятия по организации выделенных полос для общественного транспорта. Текущая конфигурация организации дорожного движения не в полной мере способствует использованию общественного транспорта.

За последние годы доминирующее положение в сфере автотранспорта занял негосударственный сектор. Предприятиями негосударственных форм собственности на автомобильном транспорте в настоящее время выполняется более 90,0 % перевозок пассажиров.

Ликвидация системы планирования маршрутных сетей в городах, со значительным дублированием маршрутов привела к потере экономических преимуществ транспортных средств большой вместимости, прежде всего — электротранспорта. Политика «дерегулирования» маршрутных сетей стала основной причиной падения эффективности и уровня технического состояния транспорта большой вместимости.

Основными причинами, обусловливающими негативную ситуацию с управлением транспортом общего пользования, являются следующие:

1) отсутствие восприятия городского транспорта как системы жизнеобеспечения наряду с аналогичными системами (электро-, водоснабжением, улично-дорожной сетью и т.п.), которые должны гарантировать единое, равное качество сетевого сервиса при социально приемлемом уровне расходов для граждан;

2) распространённое восприятие городских и пригородных пассажирских перевозок как «бизнеса, зарабатывающего на пассажирах»;

3) практика решения сугубо социальной задачи (уменьшение транспортных расходов наименее обеспеченных слоёв населения) за счет перевозчиков путем сдерживания тарифов для населения без надлежащей компенсации выпадающих доходов перевозчиков.

Одним из важных факторов, определяющих эффективность работы автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, является техническое состояние его подвижного состава.

Значительный срок службы и высокий износ подвижного состава приводят к росту себестоимости перевозок. В осенне-зимний период недостаток подвижного состава на маршрутах ощущается особенно остро.

Увеличение транспортной подвижности населения, в условиях сокращения провозных возможностей приводит к перенаполняемости подвижного состава. Не обеспечивается не только минимальный уровень комфортности поездок пассажиров, но и необходимые условия соблюдения безопасности при их перевозках.

В целом отмеченные выше проблемы ведут к неудовлетворительному качеству транспортного обслуживания населения.

Правительством Российской Федерации принимаются стимулирующие меры поддержки и соучастия транспортного реформирования в регионах.

На сегодняшний день основным таким инструментом реализации мероприятий по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта является федеральный проект «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», который с 2020 года реализуется Министерством транспорта Российской Федерации в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Учитывая, что комплексная реформа системы пассажирского транспорта требует существенных финансовых средств, в перспективе целесообразно использовать данный инструмент поддержки для развития транспортного комплекса.

В целях развития транспортной инфраструктуры рассматривается возможность использование иных механизмов, предлагаемых федеральными органами исполнительной власти.

Также проблемой в области транспортной инфраструктуры автомобильного и городского наземного электрического транспорта является отсутствие устойчивого финансирования для содержания и софинансирования развития инфраструктуры: терминалы, остановочные пункты, отстойно-разворотные площадки и др.», — заключил Черкесов.

Начальник Управления транспорта Минтранса РД Касум Магомедов, в свою очередь, продемонстрировал присутствующим тематическую презентацию.

В ходе открытого диалога общественниками были озвучены болевые точки в дорожно-транспортной отрасли. И здесь же, получены исчерпывающие ответы от руководителей профильных структур.

Несколько важных вопросов прозвучало и от руководителя Аппарата Общественной палаты РД Ислама Магомедова, на которые он обратил внимание в рамках мониторинга общественного мнения в социальных сетях:

  • Будут ли решаться вопрос с обустройством (модернизацией) остановок общественного транспорта в городах республики?
  • Планируется ли внедрение единой проездной карты? Учитывая, что 2024 год объявлен Президентом России «Годом Семьи» и какие льготы будут предусмотрены в этой связи;
  • Будут ли продолжены работы, которые были инициированы администрацией города Махачкалы по внедрению многоярусных парковочных установок?
  • Рассматривает ли республика внедрение новых линий для пригородов Махачкалы? Люди жалуются на многочасовые ожидания транспорта, чтобы попасть в центр.
  • Также многие горожане жалуются, что водители общественного транспорта не соблюдают скоростной режим. Как ГИБДД контролирует данный вопрос? Статистика штрафов, выносимых транспортным компаниям, которые занимаются перевозкой пассажиров?

Эти и другие предложения подробно прокомментировал и взял на карандаш заместитель Председателя Правительства Республики Дагестан Ризван Газимагомедов. Он согласился со многими инициативами и заверил о дальнейшей их поддержке.

По результатам заседания Комиссией Общественной палаты РД по вопросам строительства, архитектуры, ЖКХ и развитию комфортной городской среды будут выработаны соответствующие рекомендации, способствующие успешному развитию общественного транспорта в регионе. 

Источник