В далеком мае месяце 1869 года, в Южном Дагестане , в лезгинском ауле Ашага-Стал, у крестьянки, брошенной супругом, родился мальчик. Женщина после долгих уговоров родственников, вынуждена была отказалась от малыша.
С первых дней жизни мальчику пришлось познать горький вкус борьбы за выживание, за своё место под солнцем.
«Не дав мне даже попробовать материнского молока, они подкинули меня к отцовским воротам. Так началась моя жизнь. Соседка, у которой на тот момент родился мёртвый ребёнок, из-за жалости кормила меня грудью. До 7 лет я оставался у неё, потом отец взял меня в саклю. Он обрадовался случаем взвалить часть своих забот на меня, а сакля его была полна новых его детей.»- вспоминал уже на склоне лет величайший поэт, мыслитель «страны гор» начала XX века Сулейман Стальский.
Детство Сулеймана Гасанбекова (подлинное имя поэта) было тяжелым даже для того периода. Он при живых родителях, рос круглым сиротой. Отец поэта Гасанбек, был из крестьянской семьи.
Через несколько лет скончался отец, а мачеха, не питавшая тёплых чувств к пасынку, не взяла заботу о нём на себя, и в 13 лет Сулейману пришлось самостоятельно искать себе пропитание. Дальние родственники, которые отправлялись на отхожие промыслы, взяли мальчика с собой. После четырех лет работы в Дербенте, а затем в Азербайджане Сулейман хорошо понял вкус самостоятельной жизни и первых серьезных шагов своего становления. «Это унизительно друзья, молодому человеку просить подъёмные работы. Я вместе с односельчанами отправился в Гянджу, где два года подряд проработал на мариновых плантациях. Работал на заводе «Волна», принадлежащем английским предпринимателям. Ничего не заработал, более того остался ещё должен хозяйской харчевне. Бедные люди везде и всюду одинаково несчастны» — вспоминал потом Стальский.
Позже, стал отходником – работал на нефтепромыслах, на строительстве железной дороги и моста через реку Сыр – Дарья, чернорабочим в депо, побывав в городах: Дербенте, Баку, Гяндже, Кировабаде, Самарканде.
Выступая на Первом Северо-Кавказском съезде Советов в 1935 году С. Стальский об этом периоде своей жизни очень образно сказал: «…Я работал круглые сутки, как вол, и ни разу не осмелился даже поужинать досыта, ибо тревога о завтрашнем дне давила мне сердце как черный камень и не давала жить сегодняшним».
После долгих странствий и скитаний, тридцатилетний С. Стальский вернулся в Дагестан. Женился, стал обзаводиться хозяйством.
Суровые испытания судьбы не сломили дух Сулеймана. Он отличался открытостью, отзывчивостью, состраданием, и никогда не терял стойкость духа. После 15 лет скитаний по промыслам и городам, он решил вернуться в аул, к могилам своих предков.
В родовое село Ашага-Стал Сулейман вернулся таким же бедным человеком каким он ушёл оттуда. Но это был уже не прежний селянин, с патриархальными представлениями.
Он прекрасно знал персидский язык, знал тюркский и лезгинский языки, к концу жизни начал понимать и великий русский язык.
Годы скитаний широко раздвинули рамки его житейского и политического кругозора, выработали в нём новое осознанное восприятие жизни.
Места, где он самостоятельно добывал себе тяжелый хлеб, населяли народы-песнетворцы, где на высоком уровне была развита еще с древности художественная и музыкальная культура. На родину он вернулся с чётким осознанием идейной и эмоциональной силы поэзии, мудрого слова народа, желанием самому попробовать излагать увиденное и свои чувства..
Сулейман Стальский не умел ни читать, ни писать. Он лишь на 64 году жизни научился выводить своё имя. Вместе с тем, никто не мог назвать его безграмотным. Стальский мог запомнить и дословно пересказать объёмные произведения.
Мысли молодого Сулеймана были полны надежды, что крестьянин, человек труда будет жить в достатке.
Все изменилось в одночасье, когда в селение где жил юноша пришел лезгинский ашуг или, как говорили в народе, бродячий певец. Когда Сулейман первый раз услышал, как поэт читает и поет стихи, его это поразило. С этого времени молодой человек стал смотреть на окружающую его жизнь совершенно другим взглядом. Юноша решил для себя, что непременно пройдет по творческому пути.
Одним из первых известных сочинений молодого стихотворца стала песня «Соловей», которую записали только спустя несколько лет. Его первые сочинения, которые он рассказывал друзьям и соседям, просто запоминали и передавали друг другу. В дореволюционный период стихи Сулеймана были наполнены гневом против народных угнетателей. К тому же поэт был хорошо знаком с творчеством Етим Эмина. Его песни, были частью народной жизни и напевались так же часто, как любые произведения из народного творчества. Социальные стихи о бедноте, стали своего рода продолжением творчества известного песенника. В тоже время у Сулеймана в произведениях не было такого отчаяния, а скорее показывалась ирония и непокорность сложившейся обстановке. Поэт с восторгом принял февральскую революцию. Но вскоре Сулейман понял, что обманулся в своих надеждах. Помимо сложной политической ситуации, революция ничего не принесла.
В 1909 году поэт изъявил желание принять участие в литературном соревновании, выступив против известных ашуг. Стоит отметить, что мало кому известный поэт показал себя на соревнованиях с очень хорошей стороны. Тут же публика «приклеила» ему псевдоним, так как истинного имени поэта они не знали. Так Сулейман Гасанбеков превратился в Ашага-Стальским. Со временем псевдоним претерпел изменения и получился Сулейман Стальский.
Его стихотворение «Свобода», датируемое 1919 годом, является знаменательным этапом в его творчестве. Вместе с односельчанами он участвовал в восстании против деникинцев, позже принимал участие в сооружении оросительных каналов и ремонте дорог. Он был первым из старшего поколения поэтов Дагестана, так искренне и горячо воспевший в своих стихах – песнях революцию, став активным агитатором новой жизни в горах, певцом советской действительности, ее героики и буден.
Много лет пройдет, прежде чем у Стальского появится свой собственный лингвист. Им станет Гаджибек Гаджибеков. Именно этот человек соберет воедино все сочинения поэта и запишет их на бумагу. К этому же периоду исследователи творчества дагестанского поэта относят популярные сочинения «Старшине», «Судьи», «Муллы». Наталья Капиева в одной из своих книг «Жизнь, прожитая набело» писала: «Гаджибек Гаджибеков, известный лингвист записывал за Сулейманом под диктовку. Иногда записи продолжались по несколько часов, а то и днями. Стальский не забывал ни одну из написанных им строк».
Все религиозные размышления поэта, оставались в личных архивах. Идеология времени держала в тени произведения духовного содержания, но люди с трепетом относившиеся к своему поэту, сохранили их, зная что это целый пласт творчества выдающегося современника. Они передавали из уст в уста его стихи.
Советское время «сделало» Стальского подлинным поэтом для народа. В этот же период многочисленные издания захотели печатать именно стихи, написанные рукой дагестанца. В 1927 году в Москве вышел «Сборник лезгинских поэтов» в котором работы Сулеймана Стальского заняли почетное место. В начале 1930 годов стихи С. Стальского появляются на страницах республиканской периодической печати на лезгинском, позже на русском языке и языке народов Дагестана. Стихи, написанные поэтом, не единожды переводились на русский язык и издавались в России. В свое время их можно было встретить в таких популярных периодических изданиях как «Известие» и «Правда».
Творчеству очень помогало и то, что Сулейман Стальский в личной жизни был счастлив — женат на девушке из соседнего села Орта-Стал. Девушка по имени Марият была из обычной семьи, дочерью объездчика. Выросший в тяжелых условиях и прошедший «школу жизни» с отцом, Сулейман в своей семейной жизни стремился быть полной противоположностью своему отцу. Возможно именно по этой причине в семье поэта всегда царил мир и покой.
«Шли годы, как вспомню теперь, очень тяжёлые и безрадостные. Своими руками вместе с женой мы построили маленькую саклю. Не доедали не досыпали. Завели огород. Огород охраняла жена, а я в это время сажал у людей пшеницу. Так жили мы на окраине аула 5 лет, стараясь быть похожими на людей, но только люди в то время были не похожими на себя.»- рассказывал Сулейман.
Вскоре известный уже за пределами Дагестана С. Стальский у себя дома, в селении Ашага-Стал летом 1933 года принимает выдающихся мастеров пера Н. Тихонова, П. Павленко и В. Лугового. Через год вышел первый сборник стихов Стальского на родном языке.
В этом же году в Махачкале в большом зале ДАГЦИКа состоялся первый творческий вечер С. Стальского, на котором присутствовали члены Дагестанского правительства.
Отмечая, двадцатилетие его творческой деятельности в постановлении ДАГЦИКа было сказано: «… Присвоить звание народного поэта Дагестанской АССР, тов. С. Стальскому, старейшему поэту лезгинской бедноты, начавшему плодотворную деятельность четверть века назад и активно помогающему своим творчеством социалистическому строительству».
В 1934 году в союзе писателей СССР готовились к проведению первого всесоюзного съезда писателей союзных республик. Творческие группы писателей по поручению председателя союза писателей Максима Горького, разъехались по всем республикам. По счастливой случайности узнали о мудром старике из Ашага-Стал.
Рабочая группа поехала к поэту, и гости из Москвы пообщались с ним. Каждый из них в воспоминаниях восторженно написал о Стальском, и его пригласили на съезд. По словам современников поэта известно, что ему перед поездкой в Москву, друзья предлагали переодеться в светскую одежду, Сулейман предпочёл поехать на съезд в бешмете и чарыках: «Останусь в своём бешмете, в старом и пропахшем чесноком, в том бешмете, в котором я родился, и в котором ходят мои соседи. В этом костюме народ меня лучше понимает. Я остался при своих чарыках, и поехал в них в Москву. Сила моя в чарыках.»
Его поэтическое выступление на съезде, в переводе А. Безыменского, было опубликовано во многих газетах страны. Выступая на Первом съезде писателей СССР великий пролетарский писатель М. Горький сказал: «… На меня, и я знаю не только на меня, произвел потрясающее впечатление ашуг Сулейман Стальский. Я видел, как этот старец, безграмотный, но мудрый, сидя в президиуме, шептал, создавая свои стихи. Затем Гомер ХХ века, изумительно прочел их. Берегите людей, способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создает Сулейман».
Имя члена Союза писателей СССР С. Стальского разлетелось по поэтическому миру.. Так Сулейман заявил всему миру не только о себе, но и о своём народе.
Сулейман Стальский, уникальное явление в летописи устного поэтического творчества, поэт крестьянин поэт из народа.
В сентябре 1936 года С. Стальский был избран председателем правления Союза писателей Дагестана.
С. Стальский был прекрасным оратором. Убедительно и страстно выступал он и на Первом съезде Советов Северо-Кавказского края, где сказал: «Нужно работать с совестью и честью, ибо нет, и не может быть иных радостей у человека, кроме тех, за которые борется наша партия, борется рабочий класс».
В 1936 году один из лингвистов проводил исследование творчества Стальского. Тогда он выразил свое мнение, что Стальского ложно отнесли к ашугу. В принципе и сам Сулейман считал так же, относя себя к истинным поэтам. Творчество дагестанца однажды слушал сам Иосиф Сталин. Случилось это на Всесоюзном съезде животноводов, где дагестанский поэт читал свое произведение, а Сталин, находясь в президиуме внимательно его слушал. 25 апреля 1936 года в газете «Правда» был опубликован статья Стальского «Рассказ Сулеймана о себе», в переводе Э. Капиева.
В октябре 1937 года С. Стальский был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР.
Очень бережно относилась к творчеству Сулеймана Стальского его супруга Айна. Поэт женился на ней после смерти Марият. Айна воспитала пятерых детей Сулеймана как родных, заменив им мать. Дочери и сыновья Стальского выросли достойными своего знаменитого отца. В годы Великой Отечественной войны они добровольцами ушли на фронт.
Младший сын Мусаиб погиб под Сталинградом, старший Магомед Юсуф Похоронен в Керчи, домой вернулся средний Мирзе-Юсуф. Дочери Зубаржат и Шейриханум бережно хранили память о своих братьях- солдатах Победы. Самому Сулейману не суждено было знать каких героических сыновей он воспитал.
Многолетняя дружба связывала С. Стальского с народным поэтами Дагестана Г. Цадасой, А. Гафуровым, А. Магомедовым, а также с известным дагестанским писателем Э. Капиевым, написавшим широко известную книгу новеллу «Поэт», прототипом которой стал С. Стальский.
Незадолго до смерти он был избран депутатом Верховного Совета СССР. Народный поэт дагестанской АССР, председатель правления союза писателей Дагестана, гомера XX века, Стальский был и остаётся прежде в памяти дагестанских народов всего патриотом.
С. Стальский ушел из жизни 23 ноября 1937 года, прожив шестьдесят восемь лет. Это была огромная утрата для всей многонациональной страны.
Известные советские писатели Шолохов, Вишневский, Толстой, Тихонов отозвались на смерть поэта, отметив Стальского не только как выдающегося талантливого писателя , но и видного государственного деятеля.
Газета «Правда» посвятила скорбной дате целую полосу. В родном Дагестане Сулеймана Стальского провожали в последний путь как народного героя.
Высокую оценку творчеству С. Стальского дал выдающийся советский писатель М.А.Шолохов – лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, лауреат Нобелевской премии, дважды Герой Социалистического труда: «…Сулейман Стальский принадлежит к тому разряду истинно народных поэтов, которые были взращены своим народом, но широкое признание получили только при Советской власти. Думы родного народа, его радости и горести, подслушанные поэтом, обрели певучую, пленительную в своей непосредственности и свежести форму песен-стихов и обогащенные талантом певца – снова шли в народную гущу, чтобы жить дальше не умирая».
Творчество дагестанского поэта значительно расширило словарь лезгинского языка и обогатило речь простого обывателя. Некоторые строки из произведений и просто высказывания поэта не редко становились крылатыми фразами. Стихи Сулеймана Стальского переводились на китайский, вьетнамский, албанский, венгерский, голландский, немецкий, румынский, болгарский, польский языки. После смерти поэта, они звучали также громко как и имя самого автора.
В популярный в тот период молодежный панк-проект «Коммунизм» был включен целый альбом произведений на стихи Стальского.
В мае 1944 года в Махачкале общественность республики торжественно отметила 76-летие со дня рождения С. Стальского. В райцентре Касумкент в торжественной обстановке состоялось открытие памятника поэту.
В ноябре 1956 года в Махачкале состоялся митинг, посвященный открытию памятника С. Стальскому, работы скульптора Аскара Сариджа, установленному в приморском сквере.
В 1957 году на экранах телевизоров был показан фильм «Так рождается легенда», посвященный жизни и становлению поэта из Дагестана. Главную роль в картине получил Константин Сланов. Сама кинолента снималась на основе историй рассказанных родными поэта, а также им самим.
В 1959 году в г. Баку на экран вышел художественный фильм «Так рождается песня», посвященная Сулейману Стальскому.
В 1969 году вся страна широко и торжественно отметила 100-летие со дня рождения выдающегося представителя многонациональной советской литературы, народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 мая 1969 г. Касумкентский район был переименован в Сулейман-Стальский.
Много добрых слов в свое время, было сказано о его творчестве такими выдающимися писателями как: А. Толстой, Б. Лавренев, А. Прокофьев, О. Форш, Я. Колос, П. Бровка, К. Крапива, П. Тычина, М. Рыльский, М. Бажан и другими.
О жизни и творчестве С. Стальского писали такие известные писатели и литературоведы, как А. Агаев, Э. Капиев, Н. Капиева, В. Кашаев, Ш. Микаилов, Г. Корабельников, В. Луговской, П. Павленко, К. Султанов, Л. Седова, А. Назаревич.
Имя С. Стальского носят сегодня улицы в городах Дагестана, Северного Кавказа и Закавказья, Республиканская литературная премия, Лезгинский драматический театр в г. Дербенте, литературно-мемориальный музей в селении Ашага-Стал, нефте-газоносное месторождение в Ногайском районе, океанский теплоход Дальневосточного морского пароходства, и буксирный теплоход «Ашуг Сулейман» Каспийского морского пароходства, дома культуры, школы и библиотеки.
Выступая на открытии традиционного Дня поэзии в г. Махачкале у памятника С. Стальскому выдающийся мастер пера современности Р. Гамзатов сказал:
«…Мы гордимся, что у истоков нашей дагестанской поэзии стоит Сулейман Стальский – певец социалистической нови в горах. Мы шагаем вперед с именем основоположников нашей литературы в сердцах, мы всегда будем верны их традициям. Они имеют право на бессмертие».
Литературная и читательская общественность Дагестана любовно чтит память о великом ашуге, «Гомере ХХ века», народном поэте Дагестана Сулеймане Стальском.