Так говорит ветеран боевых действий, тогда еще в 1999-м году военный корреспондент дагестанской газеты « Молодежь Дагестана», ныне главный редактор республиканской газеты «Голос степи» Эльмира Кожаева. Наша газета решила к 25-летию разгрома международных бандформирований в 1999 году провести публикацию отрывков из книги Э. Кожаевой « Глазами репортера. 1999 год».
… Войну настоящую я увидела в Ботлихе. Стоит великий плач, истеричные крики и много машин. Беженки с детьми уезжают. На грузовых машинах постелена солома. Для детей и их матерей, чтобы их вывезти в ближайшие районы и в Махачкалу.
Вертолеты еще не летают, войск нет. Люди в растерянности: неужели Россия не поможет? Многие мужчины поседели за одну ночь. Нет в районе главы администрации района. Он уехал в Махачкалу по делам района и не успел вернуться.
Зам. главы Алимагомед Алимагомаев готовит делегацию для переговоров с Басаевым. Старики просятся в состав делегации, один из них так и говорит, что хочет плюнуть в глаза Басаеву.
Женщины же проклинают боевиков: «Змею мы грели у себя на груди. Сколько мы им помогли в прошлую войну. Сами спали во времянках. Лучшие дома свои отдали им. Мерзкие люди оказались. Аллах покарает их!»
Одна рахатинка рассказывает о том, как к ней подошла негритянка и на ломаном русском упрекнула ее в неверности Исламу. И заявила, что они, боевики — миротворцы, пришли с миром и принесли «чистый свет» Ислама.
Наша смелая рахатинка ответила ей:
— Слушай, черномазая. Езжай в свою Африку и там учи. Нечего в моем доме командовать. И выйди прочь с моего двора, пока я тебе не выцарапала твои наглые глаза. Тоже мне исламка — килограмм помады намазала! Убирайся! — и выгнала ее метлой со двора. Негритянка-снайперша не могла применить оружия против этой мужественной женщины — Шамилем Басаевым был дан жесткий приказ не стрелять в жителей, не пререкаться с ними, не воровать. Говорили даже, что боевики в коммерческих ларьках в Рахате и Ансалте покупали продукты, в садах не трогали плоды деревьев без разрешения хозяев. А когда беженки уехали, даже загоняли коров в скотные дворы. До того они хотели понравиться местным жителям. Не понравились. Не было у них шансов.
Директор школы села Ансалта Ахмед Набиев:
— Они не применяли оружия против населения. Женщинам всем сказали уехать в Ботлих, а мужчины собрались чтобы спросить у Басаева, зачем он в их село пришел? Я лично у него так спрашивал. Он ответил, чтобы здесь создать исламское государство, на территории России. Чтобы убрать вашу власть, госорганы и свое правительство создать. Он еще сказал, а потом мы двинемся дальше. Я спрашиваю, дальше куда? Кругом горы. Басаев говорит, дальше в Россию.
Ансалтинцы хотели, чтобы Басаев сел с ними за стол переговоров, в ходе которого они потребовали бы его уйти из села. Но Ш. Басаев отказался от переговоров. Боевики стали укрепляться в селе…
Продолжение следует