«Белые» транзакции

Каждый раз, когда вы платите картой вместо наличных, экономика делает шаг вперед. Исследования Moody’s подсчитали: рост безнала всего на 1 % добавляет к ВВП развитых стран 75 миллиардов долларов, а развивающихся – 29 миллиардов.

Работает это правило и в России, которая в 2011–2015 годах благодаря этому заработала 26 миллиардов. И «тень» при этом отступает. Статистика утверждает, что рост безналичных платежей на 10 % сжимает «серый» сектор теневой экономики на 1–4 % ВВП. Почему? Да элементарно. Потому что каждая транзакция видна как на ладони, и налоговикам проще работать.

В Дагестане, где наличные «король», а безналичка – «гость», картина немного иная. Теневая экономика здесь как густой туман в горах: налоги от регионального продукта – всего 5,1 %, что втрое меньше, чем в среднем по России. Рынки, фермеры, мелкие лавки предпочитают исключительно наличные. Оно и понятно – так проще спрятать выручку от казны. Безнал держится на уровне 63 %, когда по стране уже 87,5 %. Результат таков, что бюджет беднеет, а развитие буксует.

Программа «Безналичный Дагестан» – проект, который меняет правила игры, был запущен в республике в 2018 году. Правительство РД совместно со Сбербанком и ЦБ запустило инициативу в Махачкале, Хасавюрте, Дербенте и Каспийске.

Ситуация стала меняться, и с тех пор терминалы растут как грибы после дождя, в среднем плюс 24–30 % за год. Сегодня на руках у дагестанцев 4,5 миллиона карт. Общественный транспорт уже принимает карты со скидкой за проезд 10 рублей до конца года, перенимают эстафету ЖКХ и поликлиники. Безналичкой можно оплатить в гастрономах и торговых домах. На «Втором рынке» Махачкалы тестируют POS-терминалы. План по Дагестану к 2027 году – довести безнал до 70 %, начиная с зарплатных карт бюджетников и безналичной оплаты различных услуг.

В Дагестане, где наличные «король», а безналичка — «гость», теневая экономика как густой туман: налоги от регионального продукта всего 5,1%, что втрое меньше среднего по России, и рынки с фермерами предпочитают наличные, чтобы спрятать выручку от казны

Но не везде праздник. Если в столице цифровизация в принципе стала рутиной, то некоторые районы – Хасавюртовский, Ботлихский, Шамильский – отстают: терминалов здесь почти нет. А значит, нет и возможностей для безналичной оплаты. Вопреки успешной реализации «Устранение цифрового неравенства», осуществляемой компанией «Ростелеком», скоростной интернет не везде еще дошел до небольших сел. В городах терминалов море уже, а вот в аулах – пустыня.

Риски отключений электричества, а они случаются, – негативная сторона цифровизации. В Дагестане, как в других регионах страны, по понятным причинам, это уже обыденность. Так что полная безналичка рискует создавать при всех плюсах «цифры» «цифровые острова» в нестабильной сети.

Стоит отметить, что принимаемые в связи с этим меры уже работают: офлайн-режимы терминалов (авторизация по PIN без связи на 3–5 транзакций), NFC-карты с чипами для локальных расчетов и «наличные на кассе» в банках до 30 тысяч рублей в месяц без комиссии в удаленных селах. Банки субсидируют резервные генераторы и спутниковый интернет в пилотных районах. Плюс гибридные POS с поддержкой QR офлайн. То есть выход из ситуации есть.

Определенно понятно, что наличные незаменимы там, где «цифра» хромает: мелкие рынки, отдаленные пастбища, горные отдаленные села. В горах торговцы до сих продают товары по старинке, за наличные – карты тут бессильны.

И все же нужно понимать, безналичка – это шанс для нашей республики: свет в экономике, полные закрома, движение вперед. Одним из ключевых преимуществ безналичной системы является ее способность повышать прозрачность финансовых потоков. Когда транзакции осуществляются электронно, они оставляют цифровой след, который гораздо сложнее скрыть или подделать, чем наличные деньги. Это напрямую влияет на снижение теневой экономики. Это означает, что больше средств поступает в государственный бюджет, которые затем могут быть направлены на социальные нужды.

Автоматизация процессов и доступ к данным позволяют налоговым органам более эффективно выявлять и пресекать нарушения. Прозрачность транзакций затрудняет незаконные схемы и откаты, делая государственные закупки и расходы более подотчетными.

Увеличение доходов бюджета, обусловленное развитием безналичной системы, открывает двери для масштабных инвестиций в социальную сферу. Это означает: строительство и модернизация школ и университетов, доступ к современным образовательным учреждениям с передовым оборудованием и квалифицированными преподавателями становятся реальностью для большего числа граждан. Это формирует образованную и конкурентоспособную рабочую силу, что является основой долгосрочного экономического роста.

Плюс развитие системы здравоохранения: финансирование строительства новых больниц, поликлиник, закупка современного медицинского оборудования и привлечение высококвалифицированных специалистов позволяют повысить качество и доступность медицинских услуг.

А еще как минимум модернизация инфраструктуры: новый общественный транспорт, строительство и ремонт дорог и объектов ЖКХ.

Но нужно дотянуть «цифру» до каждого аула – и всё засияет. И это, похоже, не за горами! «Устранение цифрового неравенства» продолжается.