Кибербезопасность в эпоху хакерских войн может обеспечить только государство

На саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) президент Белоруссии Александр Лукашенко поднял чрезвычайно важный вопрос об обеспечении кибербезопасности.
Лукашенко заявил, что создание кибербезопасной интернет-среды в эпоху информационных войн – дело государственное. Более того – межгосударственное. Поэтому странам – участникам ШОС нужно объединить усилия в сфере борьбы с кибератаками и распространением фейков в информационной среде. Примерами такого сотрудничества могут быть обмен технологиями, учения и обучение специалистов.
«Все более злободневными являются для стран – участниц организации такие вызовы и угрозы, как деструктивные кибератаки, кража цифровых данных, целенаправленное распространение фейков в информационном пространстве. Готовы к сотрудничеству по этому направлению, включая обучение специалистов, реализацию совместных проектов по киберучениям, взаимный обмен техническими решениями», – сказал президент Белоруссии.
Эксперты согласились с позицией Александра Лукашенко, признав кибератаки пандемией XXI века, справиться с которой одному государству невозможно. Эффективная борьба с кибератаками возможна только в союзе с другими странами.
Ранее Белый дом обнародовал новую Национальную стратегию кибербезопасности. В нескольких аспектах подходы администрации Джо Байдена к обеспечению кибербезопасности отличаются от подходов прежней власти, но кое-что остается неизменным: среди ключевых внешних угроз — Китай и Россия.
По мнению составителей стратегии, сегодняшняя ситуация требует «более целенаправленного, более скоординированного и более обеспеченного ресурсами подхода к киберзащите».
Обеспечивать кибербезопасность на национальном уровне администрация Джо Байдена намерена путем усиления защиты критической инфраструктуры, задействованием частных компаний, формированием рыночных стимулов для обеспечения безопасности и устойчивости и налаживанием коалиций и партнерств между странами-единомышленниками для противодействия угрозам.
Что же касается ключевых внешних угроз государственного уровня, то тут обошлось вообще без изменений: главные злодеи — Китай, Россия, Иран и КНДР. В документе они названы «авторитарными государствами с ревизионистскими намерениями». По мнению властей США, эти страны используют продвинутые кибертехнологии для достижения целей, которые противоречат интересам США и расходятся с принятыми международными нормами.
Напомним, вскоре после прихода Джо Байдена в Белый дом в начале 2021 года Москва и Вашингтон добились дипломатического прорыва, после многолетнего перерыва возобновив взаимодействие в сфере кибербезопасности. За вторую половину 2021 года они достигли заметных практических результатов в борьбе с киберпреступностью, а также впервые за многие годы выступили с единой инициативой по кибербезопасности на Генассамблее ООН. Однако после 24 февраля 2022 года сначала США приостановили двусторонние консультации с РФ по кибербезопасности, позже страны вновь начали конфликтовать в ООН.
Между тем, в 2022 году Россия подверглась «беспрецедентным внешним кибератакам». «Отражены порядка 50 тыс. хакерских нападений. При этом большинство из них осуществлялось с территории США»,— заявил посол. И добавил: «Возникает справедливый вопрос: может быть, это Соединенные Штаты являются тем самым «пристанищем» для киберкриминала?».
Пока в мировом сообществе нет единой организации, которая смогла бы противостоять хакерам. В борьбе с кибертеррористами страны используют разработки собственных коммерческих фирм. Но по сути развитие хакерских движений с новыми разработками, позволяющими красть информацию и блокировать работу целых систем, на руку всем коммерческим «борцам». Есть кибератаки – значит, есть спрос на предложения по защите и восстановлению информации. В ликвидации всякого рода киберугроз должна быть заинтересована в первую очередь государственная структура. Организация, объединяющая все страны и решающая весь спектр вопросов, связанных с противодействием кибератакам».