Год назад махачкалинское «Динамо» впервые в своей истории вышло в элитную лигу российского футбола. Дебют в ней получился вполне добротным, если не сказать удивительным. Команда опередила более богатых конкурентов и избежала даже стыковых матчей за право остаться в Премьер-Лиге, не говоря уже о прямом вылете, который ей сулили многие эксперты, указывая на низкие финансовые возможности клуба и слабый состав. Президент «Динамо» заслуженный тренер России Гаджи Гаджиев в интервью «Молодёжке» ответил на, пожалуй, самые актуальные прямо сейчас вопросы о клубе и дагестанском футболе.
– Почему результаты «Динамо» в последние годы можно считать успехом? И можно ли?
– Можно. А как еще сказать, если клуб, о котором еще вчера толком никто не знал и который уступает по своему бюджету всем клубам РПЛ, как ранее уступал конкурентам во второй и первой лигах, – уступает, но добивается более высоких результатов, чем они?
Не могу сказать, что это будет продолжаться долгие годы. Потому что выдерживать конкуренцию без серьезного бюджета сложно. Ну, например, мы бы не отдали своих Эгаша Касинтуру, Абакара Гаджиева (оба игрока были приобретены у «Динамо» грозненским «Ахматом». – Прим. автора). Но нам нужны деньги, чтобы, например, платить зарплату и рассчитаться, наконец, с командой за выход в РПЛ.
За эти же деньги от продажи игроков, надеюсь, мы возьмем не одного-двух футболистов, а больше.
Средства нужны и на подготовку мальчишек в детско-юношеской школе, содержание молодежной команды и «Динамо-2».
– Некоторые болельщики продолжают задавать вопрос, который звучал и год назад, перед дебютом команды в элитном дивизионе: «Зачем выходить в РПЛ, если нет денег на сильных футболистов?»
– Наивный вопрос. Надо было отказаться от выхода, специально проигрывать матчи? Как быть? Или выйти – и играть с «Зенитом», «Краснодаром», «Спартаком», подготовить в своем составе игроков для сборной, что мы и сделали?
Мы проделали огромную работу. Мы – это руководство Дагестана во главе с Меликовым. Это игроки, тренеры, все работники клуба. На своих играх мы собирали до 22000 зрителей. Только ради этого стоило играть и добиваться выхода в РПЛ.
– Почти всегда дагестанские клубы оказывались успешными в те периоды, когда их поддерживали либо представители власти, либо крупные бизнесмены, которые были заинтересованы в развитии спорта. Насколько верен этот тезис?
– Это, конечно, так. Я хорошо знал Шахрудина Магомедовича Шамхалова, Магомедали Магомедовича Магомедова, его сына Магомедсалама Магомедалиевича. Благодаря им реконструировали стадионы, создавались условия для развития спорта и футбола в частности.
Не сказать про Сулеймана Керимова тоже нельзя. Именно с его приходом был связан самый яркий период в истории «Анжи».
Не было бы Сергея Алимовича Меликова, мы бы и сегодня не играли в РПЛ.
И еще одно достижение, не менее, а может, более важное: сейчас, мне кажется, футбол еще популярнее в республике.
– Популярнее, чем когда?
– Да даже чем когда были самые высокие результаты профессиональной команды.
– Почему вы так считаете?
– Вообще, оценку популярности игры в регионе давать сложно. Думаю, что одним из главных критериев можно считать охват масс игрой. Возьмем сегмент детского футбола: только у сети частных футбольных школ Mount Boys в Дагестане 30 филиалов. Не говоря уже об академиях махачкалинского и московского «Динамо», хасавюртовской «Победе», каспийском УОР, школе Маркарова и так далее. Футбол играют и в горах, и на равнине, а наша школьная лига признана лучшей в России.
Опять же, это стало возможным благодаря активной позиции главы республики Сергея Меликова, считающего спорт важнейшим средством воспитания молодежи, способным отвлечь детей от гаджетов и других вредных привычек.