9 июня, глава Дагестана Сергей Меликов принял участие в расширенном заседании правления Дагестанского союза промышленников и предпринимателей в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова. На повестке значилось в том числе развитие логистического хаба в рамках Международного транспортного коридора «Север-Юг».
В мероприятии участвовали президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, председатель совета директоров компании «Дальневосточное морское пароходство» Андрей Северилов, руководители региональных профильных ведомств, организаций и учреждений.
Открывая мероприятие, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин подчеркнул, что Дагестан играет важную роль в развитии транспортного коридора «Север-Юг», и сегодняшнее обсуждение – часть работы по реализации поручений президента России.
Сергей Меликов высказал мнение, что Международный коридор «Север-Юг» становится одним из важнейших торговых маршрутов Евразии.
Он напомнил, что в середине мая было подписано соглашение с иранскими партнерами о прокладке участка железной дороги «Решт – Астара», который позволит связать российские порты на Балтике и северных морях с иранскими портами в Персидском заливе.
По расчетам, полноценный запуск данного маршрута позволит обеспечить ежегодный транзит до 30 млн тонн грузов.
«И как мы понимаем, они пойдут через Дагестан. С учетом того, что железнодорожный транспорт – это лишь одна из составляющих коридора «Север-Юг», становится очевидной огромная роль Дагестана в развитии международных маршрутов», – сказал глава республики.
Воплощение таких планов, добавил глава, будет способствовать появлению в Дагестане новых транспортных и производственных центров, а это тысячи рабочих мест, динамичный рост экономики и уровня жизни людей, решение наболевших социальных проблем.
Он добавил, что на протяжении последних лет Дагестан серьезно продвинулся в сфере транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день в регионе реконструируются и расширяются федеральные трассы, идёт реконструкция пунктов пропуска на российско-азербайджанской границе, в планы дорожной деятельности включено строительство обходов городов Хасавюрта, Дербента, Махачкалы, обновляется международный аэропорт Махачкалы, определены направления развития махачкалинского порта.
Помощник президента России Игорь Левитин подчеркнул, что в связи с введением санкций меняется мировая логистика, поэтому важно оперативно выстраивать новые маршруты. «От нашего умения работать в логистике в пользу своей страны зависит, сможем ли мы первыми правильно выстроить маршруты. Конечно, хочется, чтобы “Север-Юг” заработал в полном объёме. Очень важно отстаивать интересы России и взаимодействовать с соседями. Сегодня в этом коридоре развита автомобильная логистика, и в Дагестане имеется проблема с обходом крупных городов. Поэтому было принято решение выделить средства в том числе на строительство обходов вокруг Хасавюрта, Дербента», – сказал выступающий.
По его словам, вопрос развития транспортного коридора «Север-Юг» будет поднят на Петербургском международном экономическом форуме.
Говоря о развитии логистического хаба, председатель совета директоров Инфраструктурной корпорации «АЕОН», член бюро правления РСПП Роман Троценко выразил мнение о необходимости провести «перезагрузку» морского торгового порта в Махачкале и создать особую экономическую зону для возможности переработки российских грузов. «Это позволит сделать Дагестан логистическим центром коридора с российской стороны, выйти на новый уровень и, в конце концов, иметь прямое паромное сообщение с Ираном», – подчеркнул докладчик.
В свою очередь председатель Совета директоров ПАО «Дальневосточное морское пароходство», член правления РСПП Андрей Северилов подчеркнул, что развитие коридора «Север-Юг» придаст дополнительный импульс отношениям России с Индией и странами Ближнего Востока. «Мы посетили сегодня морской порт, там есть над чем работать. И мы готовы всячески содействовать в развитии порта», – заявил выступающий.
О возможностях Махачкалинского морского торгового порта на заседании рассказал заместитель генерального директора ММТП Хаджи-Мурад Абашилов. По его словам, порт является одним из основных звеньев системы транспортной коммуникации на Каспийском море и остается ключевым связующим звеном транспортного коридора «Север-Юг». Мощность сухогрузной гавани порта на сегодняшний день составляет 3 млн тонн в год, проектная мощность нефтеналивной гавани – почти 8 млн тонн в год.
В 2022 году была обеспечена перевалка 14 видов товаров, в этом году – 17 видов товаров. Ключевыми остаются зерно, цемент, удобрения. Одним из основных направлений развития руководство порта видит в расширении номенклатуры. Планируется наладить перевалку металлов, лесопиломатериал и контейнерные перевозки.
«Мы считаем, что нельзя быть зависимым от одного маршрута, следует на определенном уровне проработать вопрос взаимодействия с Туркменистаном и Казахстаном, обеспечить непосредственную связь по постоянному грузообороту с этими странами», – сказал Абашилов.
Выступающий заявил о необходимости в том числе расширения флота на Каспии для обеспечения постоянного грузооборота и строительства мультимодального логистического терминала вблизи территории порта.
Министр транспорта и дорожного хозяйства РД Джамбулат Салавов отметил, что наблюдается увеличение грузоперевозок автомобильным транспортом в международном сообщении транзитом через Дагестан в Азербайджан и далее в третьи страны. «В этой связи активизирована работа по переводу в многополосную проезжую часть с разделением встречных потоков автодороги Р-217 «Кавказ», находят решение проекты автодорожных обходов городов Махачкалы, Дербента и Хасавюрта, которые включены в пятилетние планы развития федеральной дорожной сети», – рассказал выступающий.
Руководитель ведомства доложил, что на территории Дагестана поэтапно приводится в нормативное состояние региональная сеть автодорог, которые на отдельных направлениях дублируют федеральную дорожную сеть. Только за последние несколько лет реконструировано и капитально отремонтировано более 150 километров региональных автодорог-дублёров: Манас – Зеленоморск – Аэропорт, Новогапцах – Тагиркент-Казмаляр, Куллар – Яруквалар, Обход Махачкалы через Талги, Буйнакск – Кизилюрт, Манас – Сергокала – Первомайское и другие. Такие работы продолжаются.
Наряду с этим прорабатывается вопрос строительства подъездной дороги к Махачкалинскому морскому торговому порту протяженностью 6,7 км в рамках финансирования с привлечением заёмных средств с использованием облигаций специализированного общества проектного финансирования АО ДОМ.РФ. «Происходящие преобразования с вложениями из федерального и регионального бюджетов в развитие транспортной системы влекут за собой активизацию внебюджетных инвестиций в проекты экспорта транспортных услуг и придорожную инфраструктуру», – подчеркнул докладчик.
На заседании также обсудили инфраструктурные и кадровые вызовы и пути их решения.
Сергей Меликов призвал бизнес-сообщество активнее работать в этом направлении – заинтересовывать молодежь в получении образования для дальнейшего трудоустройства в сферах, где существует нехватка кадров. «Есть профессионализм, а есть компетенция должностного лица. Профессионализм – это то, чем должен заниматься вуз: он должен подготовить профессионального юриста, инженера, экономиста. А компетенции должностного лица должен развивать бизнес, и у нас такие примеры есть. Концерт КЭМЗ создал свою структуру, у них ежемесячно 15-20 человек обучаются программам, по которым нужны специалисты заводу. Такая инициатива исходит от порта, потому что инвестор понимает, что нужно создавать условия для эффективной работы», – сказал глава Дагестана.
В завершение мероприятия Сергей Меликов и Александр Шохин поблагодарили присутствующих за эффективную встречу и выразили надежду на плодотворное сотрудничество.